Прокуратура просила назначить подсудимой лишение свободы на срок в 9,5 года и штраф.
Впервые мы рассказали об этой истории в номере от 4 апреля 2025-го. С тех пор участники процесса прошли все стадии – от оглашения обвинения до судебных прений. Прокуратура просила назначить подсудимой реальное лишение свободы на срок в 9,5 года и штраф. Чем закончились судебные тяжбы и с чего началась история – в материале.
Напоминаем
Прошлым летом по Альметьевску прокатилась новость: «Задержали директора УК «Алсу». Силовики нагрянули с обыском в офис обслуживающей организации, а руководителя увезли в Казань для более обстоятельной беседы».
Пока шло предварительное следствие, в СМИ всплывали подробности. Как стало известно нам, следователи СК и оперативники ОБЭП выявили три эпизода коррупционного преступления. По версии правоохранителей, руководство управляющей компании заключило контракты с подрядными организациями. Если совсем упрощать, деньги за выполнение работ, которые должны были поступить на официальный счет организации, отправлялись в карман руководства «Алсу». Договоры, как свидетельствуют материалы дела, со всеми тремя компаниями были заключены фиктивно, для частичной легализации отношений. Первая организация взялась за «ремонт и обслуживание внутридомового газового оборудования»; вторая – за «техническое обслуживание приборов учета холодного водоснабжения и приборов учета горячего водоснабжения с теплообменным оборудованием и автоматикой в многоквартирных жилых домах»; третья – за «техническое обслуживание приборов учета с узлом регулирования тепловой энергии, общедомовых узлов учета холодного водоснабжения в многоквартирных жилых домах».
В итоге следователи возбудили уголовное дело о коммерческом подкупе.
Для понимания, действующее законодательство
разграничивает понятия «взятка» и «подкуп».
Первое (дача и получение) используется в
отношении госслужащих, второе применяется
к сотрудникам коммерческих структур.
Конкретика
Для лучшего понимания как, кому, когда и куда отправлялись деньги, мы вновь приведем материалы следствия, в которых правоохранители восстановили маршруты денежных потоков. А разбираться было с чем. Чтобы не облегчать следственным органам работу, фигуранты дела привлекли нескольких посредников из числа индивидуальных предпринимателей.
За стартовую отметку можно взять август 2019 года. Тогда со счетов компании «И+» (название организации изменено – прим. автора) на баланс посредника поступило 97 тысяч рублей. Если брать за пример другие похожие преступления, то в этой истории разовые поступления были куда скромнее – от 15 до 22 тысяч рублей. Всего их было пять. Но в промежутке с октября 2019-го и до июня 2022-го их стало 25. Но и там суммы, которые перевалили бы за 50 тысяч, встречаются всего дважды. И в этом интервале следствие насчитало 600 тысяч рублей ущерба.
Со второй организацией – «ПРС» (название организации изменено – прим. автора) дело обстояло куда интереснее. Между ИП-посредником и компанией в интервале декабрь 2020-го – июнь 2024-го прошло 45 переводов, и суммы разовых «отчислений» доходили до 100 тысяч рублей. Следствие назвало общий размер ущерба в пять миллионов 779 395 рублей.
Партнерство с третьей подрядной организацией «ЭСК» (название организации изменено – прим. автора) получилось не таким прибыльным. С ней руководство УК работало между июнем 2021 года и маем 2024-го. В этом промежутке на счет еще одного посредника «упало» три миллиона 511 961 рублей.
Итого: 9 891 356 рублей.
Это в итоге вылилось в обвинение по трем эпизодам преступления, предусмотренного статьей 204 УК РФ. Один из них попал под формулировку седьмой части пунктов «а», «б» и «г» указанного параграфа. То есть совершенное группой лиц по предварительному сговору, с вымогательством предмета подкупа, в крупном размере. А два – под описание восьмой части, то есть в особо крупном размере. Максимальное наказание, которое полагается виновнику – до 12 лет лишения свободы. И это не считая штрафов, которые законодательство предусмотрело за коррупционные преступления.

Дела судебные
В ходе процесса сюрпризов не было, все прошло по стандартному протоколу. На первом заседании прокурор зачитал обвинительное заключение, подсудимая ответила, что озвученное поняла. Вину признала частично, женщина утверждала, что в этой схеме сама была посредником – между учредителями УК и подрядными организациями.
На следующих разбирательствах стороны приступили к опросу свидетелей. Как показывает практика (наша и судебной системы – прим. автора), процессы по коррупционным преступлениям быстро не заканчиваются. Повезет, если участники уложатся в год. Этот виток судебных тяжб сделал первый оборот в конце марта этого года. Получается, что на предварительное следствие ушел почти год, на опрос свидетелей и допрос подсудимой – полгода. На стадии судебных прений обвинение запросило для экс-директора девять с половиной лет лишения свободы и штраф 14 миллионов рублей. В середине августа бывший руководитель УК «Алсу» выступила с последним словом.
– Никаких корыстных целей я не преследовала, об этом говорит и тот факт, что мое материальное благополучие никак не изменилось. И перечисленные в материалах дела подрядные организации я все-таки заставляла выполнять обязательства, выполнять работу в стопроцентном объеме. Я раскаиваюсь, получила урок на всю жизнь, поняла, какую ошибку совершила, – сказала суду экс-директор УК «Алсу».
Приняв во внимание все обстоятельства дела и доводы сторон, суд назначил наказание в виде 3,5 года лишения свободы в колонии общего режима. Зачитывая приговор, судья упомянул статью 64 УК РФ. То есть избрал для подсудимой наказание более мягкое, чем предусмотрено инкриминируемыми статьями. В качестве смягчающих обстоятельств суд принял состояние здоровья подсудимой и доводы защиты. Последнее касалось роли экс-руководителя в преступной схеме.
Тимур Туманов.
Фото: Павел Храмов
Увидели или узнали что-то интересное? Сообщите об этом журналистам ЮВТ-24: almet-tv@mail.ru или + 7 917 255 40 26
►Узнавайте все новости первыми – подпишитесь на телеграм-канал ЮВТ-24!
Комментарии