С начала года на учёт в отдел ПДН приняты 106 трудных подростков и 160 проблемных родителей. Как говорят инспекторы, цифра средняя и всплеска молодёжной преступности в районе не наблюдается.
Инспекторы по делам несовершеннолетних тоже относятся к категории общественных воспитателей. Они не просто следят за тем, чтобы молодёжь или их родители больше не совершали правонарушений и преступлений, они активно вовлечены в процесс.
Если надо, вместе с подопечными они ищут работу, помогают участвовать в общественной жизни и всячески социализироваться. Чтобы попасть в подразделение, нужно иметь высшее либо педагогическое, либо юридическое образование. А лучше совмещать.
Несколько раз в году
Роза Харитонова в местном отделе полиции – начинающий специалист. В Альметьевск она переехала из Заинска. Здесь получила первое образование муниципального служащего, потом был педагогический факультет. Вернувшись в Заинск, несколько лет проработала завучем в детско-юношеской спортивной школе «Барс». И, вспомнив детскую мечту, решила пойти на службу в полицию. Шутит, что отмечает в год несколько профессиональных праздников, в том числе День учителя и День физкультурника.
Но в день профессионального праздника, по личной статистике Розы, работы больше всего.
– У нас весь день расписан. Первую половину дня стараемся сделать всю работу с документами, её очень много. Потом всё, что касается уголовных дел, нужно разнести по кабинетам – передать в следствие. После обеда нужно проверить наших подопечных. Бывает, справляешься быстро, бывает – задерживаешься. Если семья не самая благополучная, на родителей иногда даже больше времени уходит. Потом возвращаемся, тут снова бумаги. Вечером ещё и в рейд могут отправить, новых подопечных набирать. Вместе с участковыми выявляем притоны. И там тоже бывают дети, – рассказывает инспектор ПДН Роза Харитонова.
И тогда от праздничного настроения не остаётся и следа. Вопреки расхожему мнению, лишить родительских прав не так-то просто. По крайней мере, удаётся это не с первого раза. Но на правах общественного воспитателя инспектор может и помочь вернуть детей вставшему на путь исправления родителю.
Лицо современной преступности
За три года службы в правоохранительных органах Роза Харитонова успела составить портрет преступника, исходя из личного опыта. С начала года на попечении лейтенанта Харитоновой побывало 14 подростков.
– Если мы говорим про молодёжь, то это, как правило, парень лет 14-16. Совершает в основном мелкие хищения, кражи. Если из более тяжких преступлений, то это хранение и распространение наркотиков, мошенничества. Если «административка» – распитие спиртного, хулиганство.
Что касается мошенничеств, молодёжь участвует в схемах махинаторов как посыльные. В начале года в отделе ПДН добавилось сразу шесть подопечных. Компания подростков решила подработать курьерами. Всё по классике: непыльная работёнка, стабильный доход, свободный график и, главное, – 10% оставляешь себе. Примерно так описывают «работодатели» плюсы такой деятельности. И маскируют минусы.
Например, то, что современное законодательство рассматривает их как полноценных преступников, и регулярно оказывающиеся перед судом гонцы проходят по статье 159 УК РФ с соответствующими наказаниями. Для несовершеннолетних система правосудия делает исключения, давая возможность перевоспитаться.
– Самое удивительное, что конкретно эти шестеро из благополучных и полных семей. Мама, папа – есть, стабильный доход – есть, на отдых ездят, все хорошо одеты – ну чего им ещё не хватает? Хотят подзаработать. Никого ещё желание лёгких и быстрых денег до добра не доводило, – объяснила Роза Харитонова.
Путь исправления
Как говорит Роза, желание пойти на службу появилось у неё в раннем детстве. Произвели впечатление военные.
– И прямо перед тем, как пойти на службу, бывало у меня такое – вижу полицейского, и у меня в голове сразу портрет этого человека: волевой, решительный, грамотный, чётко делает свою работу. Настоящий профессионал. И я с детства хотела быть похожей на него. Потом долго не решалась прийти в полицию. Думала, будет сложно, я не справлюсь. Но потом всё-таки решилась, – делится Роза.
У Розы Харитоновой есть династическая история, но с другой стороны. Вся её семья так или иначе работает с детьми. Мать – акушер, отец – учитель, младшая сестра – специалист по работе с молодежью заинского УДДМ. И помогать людям вставать на путь исправления тоже кто-то должен.
«Знамя труда», № 22 от 9.06.2023 г.
Комментарии