Причиной аварий может стать не только поведение водителей и пешеходов, но и сама организация движения.
Потенциальные и случившиеся ДТП, а также планы по улучшению ситуации на проблемных перекрёстках обсудили на очередном заседании районной комиссии безопасности дорожного движения. Мы решили побывать на опасных участках и выяснить, что делает их таковыми.
Опасности никто не ожидал
Одно из первых ДТП этого года всколыхнуло общественность – наезд на несовершеннолетнего пешехода на «зебре» в центре города. Это произошло недалеко от площади Ленина.
Когда двое ребят ступили на пешеходный переход, в правой полосе затормозил, пропуская их, троллейбус. Как только они вышли из-за него, ехавшая в левом ряду иномарка сбила одного из мальчиков, второй успел отскочить.
Сколько ни пересматривай видео, снятое регистраторами, из-за его качества непонятно, смотрели ли пешеходы только прямо или всё-таки огляделись по сторонам. И успел ли водитель заметить школьников прежде, чем один из них оказался на капоте его «Шевроле». Очевидно одно – никто опасности не ожидал. А следовало бы.
В первую очередь водителю легкового автомобиля, понимающему, что из-за троллейбуса ему не видно, есть ли кто-то на проезжей части. И самим подросткам, которые также не знали, остановились ли другие транспортные средства.
По информации местного отдела ГИБДД, пострадавшего доставили в медучреждение, где ему оказали необходимую помощь и отпустили домой. Но всем, кто посмотрел видео, распространённое в соцсетях, это кажется чудом – настолько страшно выглядел момент происшествия.
И самое главное – подростки, переходя дорогу, выполнили почти все писаные и неписаные правила – спокойно шли, а не бежали и не ехали на чём-нибудь по пешеходному переходу, были без наушников, без надетых на голову капюшонов. Единственное, им не пришло в голову сначала выглянуть из-за троллейбуса и посмотреть, пропускают ли их машины из левого ряда. Потому что были уверены: ПДД для всех одинаковые.
Вопрос «Считаете ли вы этот пешеходный переход безопасным?» мы решили задать на месте ДТП. И первый же участник дорожного движения ответил: «Нет».
– Причин несколько, – объясняет пенсионерка Лидия Винокурова, – во-первых, нарушаем мы, пешеходы. Отвлекаемся, думаем сами не знаем о чём. И так иногда случается. Вот позавчера возле Молодёжного центра человека сшибли на переходе. Во-вторых, водители тоже не идеал. Едут как ненормальные.
Лидия Винокурова помнит Альметьевск с тех времён, когда движение на его улицах было совсем другим – гораздо менее плотным и быстрым.
И, как пешеход с огромным стажем, говорит с уверенностью – на «зебрах», где есть светофор, она чувствует себя увереннее.
– Я думаю, самим пешеходам нужно быть более внимательными. Даже если мой свет, моя дорога, всё равно нужно смотреть по сторонам. И только тогда идти, не надо ни на кого надеяться, только на себя. И когда общественный транспорт передо мной, я обычно жду – пусть лучше проедет. А на водителей легковых машин, которые издалека видно, что мчатся, я рукой махну – а, пусть едут, – продолжает наша собеседница.
Лидия Винокурова живёт в старой части города в частном секторе, и длительные прогулки для неё теперь редкость. Но в этот день ей предстоял путь до улицы Балакиной, а это почти 3 километра – около 40 минут ходьбы со средней скоростью. Мы её не задерживаем, прощаемся.
Как выглядят пешеходы, которые надеются только на себя, можно увидеть не отходя от перехода. От начала до конца их короткого маршрута они вращают головой во все стороны. А плотность автотрафика просто оценить на глаз. Спокойно на этой дороге только поздним вечером. Пешее движение тоже активное – рядом находится остановка общественного транспорта. Раньше скорость автомобильного потока ограничивали искусственные неровности, но после ремонта дороги на улице Ленина, проведённого прошлым летом, их убрали.
– Было принято коллегиальное решение о демонтаже искусственных дорожных неровностей, так как этот участок является нулевой отметкой и из-за выпадения обильных осадков образовывались скопления воды, что приводило к аварийным ситуациям, – прокомментировал начальник участка дорожного хозяйства МУП «ГУАД» Радиф Мингалимов.
Останется ли это решение в силе после аварийной ситуации, в которой пострадал несовершеннолетний пешеход, неизвестно.
Требуются изменения
Следующая проблемная точка в нашем маршруте – пешеходный переход возле военкомата. Здесь до недавнего времени отсутствовал один светофор. Ещё одна задача для дорожников – перенести стоп-линию. Чтобы водители не создавали аварийной ситуации, останавливаясь прямо на «зебре». Это же касается перекрёстка улиц 8 Марта–Фахретдина. Там ГУАД должно установить два светофора в дополнение к новой разметке: пешеходный и транспортный.
А мы едем к другой точке. Третий проблемный участок – пешеходный переход возле кольца проспекта Строителей и улицы Ленина. Перекрёсток с круговым движением создаёт для пешеходов по несколько аварийных ситуаций в минуту. Когда водители выезжают с него, они не всегда успевают притормозить. На комиссии прозвучало мнение, что неуправляемую «зебру» легче ликвидировать. Оставив только ту, которая ведёт напрямую к больничному городку. Для этого пешим нужно будет ходить на 50 метров дальше. И пока мы слушали на соцопросе недовольства горожан по этому поводу, к переходу успела подойти наша собеседница с улицы Ленина Лидия Александровна.
– Все торопятся, все спешат, – рассказывает Лидия Винокурова, – а мне-то куда спешить, я своё уже отбегала. Но хотелось бы, чтобы все были более аккуратными: и пешеходы, и водители. Особенно молодые! А что до переходов – везде случается. У меня простое правило: там остановились, здесь остановились – теперь проходи. И хотелось бы, чтобы молодые брали с нас пример не только в осторожности, а чтобы они замедлились немного. Даже если очень занятые.
По итогам прошлого года третьим по популярности нарушением в Альметьевске стало непредоставление преимущества пешеходам – 2488 случаев. А нарушение ПДД самими пешеходами – второе – 5559 случаев. Но в обоих случаях для пеших, в отличие от водителей, результат может быть более плачевным.
Тимур Туманов
Комментарии