В третий раз в нефтеграде состоялся Всероссийский фестиваль уличных театров. Он проходил в рамках этнокультурного фестиваля «Каракуз» при поддержке БФ «Татнефть». Цирковые шоу и театральные спектакли представили 19 театров Поволжья и РФ
Мир Картонии
Под звуки шарманки у драмтеатра начинается первое маленькое представление. Огромный подводный корабль, полностью сделанный из картона, стоит у импровизированной сцены. А за ней развернулась целая лаборатория уличного перформанса от Государственного театра Картонии. Здесь горожане с помощью актёров изготавливают декор для участия в шествии.
– Из картона можно создать всё: медуз, подводные лодки, корабли. Сделать уникальное пространство, целый мир, не похожий на другие, – это идея Картонии. И мы её реализуем, благодаря нашей фантазии, – говорит режиссёр и актриса Государственного уличного театра Картонии Гайя Гайдамакина.
Картония – это генерирование энергии творческих людей со всех городов. Проект собирает художников, режиссёров, актёров из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Королёва. Вместе они объединяют и горожан, вовлекают их в творческое действие. Евгений Глюк служит в севастопольском театре, но сегодня – в составе картонного царства. Он не учился играть на сцене профессионально, просто решил быть артистом.
– Эта профессия дарит мне абсолютную радость. Я тот же ребёнок, что был когда-то, не изменил своим мечтам и воплощаю сказки наяву. А ещё путешествую по всей России, радую людей, мне нравится смотреть на зрителей. Живу счастливой жизнью, благодаря творчеству, которым занимаюсь, – отметил Евгений Глюк.
Ихтиандры, рыбки, медузы – сделать их под силу и ребёнку, достаточно картона, клея и немного фантазии. Веер в Картонии превращается в плавник и изготавливается за пару минут. Из картона вырезается ручка, в неё вставляются деревянные шпажки, заготовка прикладывается к бумаге, проклеивается, а всё ненужное отрезается. У гостьи из Набережных Челнов получилась поделка серьёзнее. Азалия Галимуллина вместе с папой сделала огромную рыбу.
– Это рыбка, получилась классная, папа нарезал картон, а я делала глазки, – описывает процесс Азалия.
Всей семьёй Галимуллины приехали из другого города, глава семейства даже отработал подряд несколько смен, чтобы подгадать выходные под фестиваль уличных театров.
– Поражён, что столь масштабный фестиваль происходит поблизости. У нас в Челнах такого нет, и мы специально приехали, чтобы поучаствовать, погулять по городу, – поделился Айрат Галимуллин.
Карнавальное шествие
До шествия несколько минут, и Картония выпускает из лаборатории всех своих волшебных существ. Улица Ленина заполнена артистами и зрителями. Актёры, режиссёры, бутафоры уже раскрасили городское пространство всеми цветами радуги своих костюмов. По команде ведущего III Всероссийский фестиваль уличных театров объявляется открытым.
Улица приходит в движение. Вот казанский клоун пытается оседлать альметьевский троллейбус, а питерские актёры вдруг заговорили по-татарски. Перещеголяла всех труппа из Камского Устья – они только что вернулись из загса: театр «Антоновка» представляет публике спектакль «Самое время жениться».
Третий фестиваль «Лёгкие крылья» побил рекорды по восторгу зрителей, которых в этот раз намного больше, чем в первый год.
– Замечательно организовано, зрелищно, на высшем уровне. Нам, пенсионерам, как интересно, а молодёжи и подавно. С внучкой наглядеться не можем – это прекрасно, – говорит Тарас Будкевич.
Путешествие в искусство
«Лёгкие крылья» словно экспресс унесли альметьевцев в трёхдневное путешествие по городам уличного искусства. Спектаклем, открывающим театральную программу фестиваля, стала работа Независимого уличного театра «Пластилиновый дождь». Ему выпала миссия представить и новую локацию «Небо» на площади Нефтяников, направив взгляды зрителей ввысь: в воздух подъёмный кран поднимает огромное стальное кольцо вместе с актёрами.
Перформанс в воздухе «Ловцы снов» – история об иной расе, берущей под покровительство жителей через сны. Не обошлось без злодеек и эпичных битв. Одну из ролей играет экономист по образованию, артист по призванию Владимир Чариков.
– Ловец снов – мифологический символ, защита людей от злых духов. Это его изначальное значение, – обратил внимание актёр.
«Студенческая весна» открыла для него и двери театра. Полтора года Владимир живёт сценой, потребовавшей немало сил, терпения и заставившей перебороть себя, победить страхи, которые стали восторгом.
Вид сверху лучше
– Ещё недавно и подумать не мог, что поднимусь на стреле подъёмного крана на большую высоту. Но я это делаю. И скажу вам: мир сверху кажется гораздо красивее. Это позволяет увидеть больше альметьевцев, которые встретили нас с распростёртыми объятиями, – отметил Владимир Чариков.
Эта команда знакома альметьевцам по празднованию Дня нефтяника. Тогда они показали городу фееричное шоу на высоте. Актёрская игра, хореография на земле и завораживающие трюки в небе, куклы и костюмы, сделанные самим составом, и музыка, которая мало кого оставит равнодушным. Всё это самарский «Пластилиновый дождь», который в альметьевском небе раскрыл своего ловца снов, навеяв добрые сновидения.
На каскаде прудов питерский театр «Солу» тоже начал представление, пригласив к игре горожан. А московский «Театр Вкуса» открыл на площадке «Лес» «Семейную пекарню» – спектакль, собравший огромное количество зрителей.
Если на первом фестивале зрители только знакомились с творчеством уличных актёров, учились воспринимать этот вид искусства, то в 2023 году каждая из площадок была переполнена, а жители с восторгом участвовали в представлениях.
Санкт-Петербург, Москва, Самара, Казань, Пермь, Уфа, Камское Устье и Альметьевск – такова география фестиваля. И по традиции закрытие театрального праздника было огненным. На воде своё заключительное представление устроил театр «Рарог» историей по мотивам легенды о Каракуз.
«Знамя труда», № 28 от 21.07.2023 г.
Комментарии