18+

Шаг в бессмертие

07 апреля 2025, 10:35
417
0
0
7 мин на чтение

Воспоминания о подвиге Газинура Гафиатуллина.

Воспоминания о подвиге Газинура Гафиатуллина.


Часто смотрю на фотографию своего отца Салаха Хаертдиновича Хайретдинова. До боли родное и знакомое открытое морщинистое лицо. Понимаю, что эти морщины – неизгладимый след нелегкой жизни, которая ему досталась. Ведь он участвовал в финской войне. Потом был командиром по подготовке призывников в Бугульме. 
Мне исполнился ровно месяц, когда 26 июня 1941 года он ушел на фронт, чтобы защищать Родину от нашествия врага. С боями прошел Белоруссию, Польшу, Румынию. Был тяжело ранен в боях, в течение трех месяцев лечился в военных госпиталях. Как удалось ему выжить? Мы часто задавали ему этот вопрос. Он всегда объяснял так, что в самых тяжелых боях перед его глазами стояло маленькое личико дочери, родившейся перед самым уходом на фронт. Прощаясь с семьей, тогда он мысленно дал себе установку, что должен выжить ради дочери, ради своей семьи.

Возвращение с фронта

Смутно помню, когда наш папа вернулся с войны. Был морозный январский день 1944 года. Мы тогда жили при школе, где мама работала учительницей. Ночью проснулись от крика и шума. Во двор нашей школы въехали какие-то люди на лошадях. Мне было тогда только три года. Помню, как, встав на подоконник, я из окна увидела взрослых мужчин. Они несли на носилках человека в тулупе, замотанного марлей.

Помнится только, как мама обрадованно бросилась на него со слезами: «Живой, дети, папа вернулся!». Что потом этой ночью было, не помню. Уже через год он начал ходить по квартире, читал нам книги, учил писать и рисовать. Но двигался очень медленно.  Таким медлительным и почти хромым он оставался до конца жизни, потому что врачи не смогли извлечь осколки от немецкого снаряда, засевшие у него в ноге.

Общественная деятельность

Учителя от Бога, наши родители жили очень дружно. К боевым орденам Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалям «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и за оборону ряда городов отец в мирное время получил государственные награды за свой доблестный труд. Заслуженному учителю, Отличнику народного просвещения многочисленные почетные грамоты и благодарности были вручены по заслугам. Мы помним его как активного общественного деятеля. Много раз избирался депутатом, председателем народного контроля, политинформатором и пропагандистом. Его ценили и уважали. Главной ценностью в своей жизни он считал своих учеников, которым дал путевку в жизнь. Многие из них стали заслуженными работниками нефтяного производства, почетными нефтяниками нефтегазодобывающих управлений. Это Нафис Мифтахов, Мударис Хазиев, Салиха Мухаметшина, Индус Шакиров, Голуса Каюмова, Габделазал Ибрагимов, Гульфия Ямалетдинова, Фарит Гиниатуллин и другие его ученики, которые внесли большой вклад в становление нефтяной промышленности города.

Командир взвода

К сожалению, в 2000 году наш папа ушел из жизни. Ему тогда исполнилось 95 лет. До конца жизни у него болели ноги от полученных ран во время войны. Но он никогда не жаловался на боль, не сетовал. А беспокоился только о том, что не сумел по состоянию здоровья побывать в Великих Луках, где геройски погиб его боевой воспитанник Газинур Гафиатуллин. Оттуда школьники ему писали письма о том, где он похоронен, как они свято чтут память о Герое Советского Союза. Ведь наш папа тоже хранил о нем память, записи, переписку с краеведом Львом Николаевичем Плешивингом, семейные снимки Гафиатуллиных и фотографии военных лет.

Особенно бережно он относился к снимку, где была запечатлена стройная березка. Его прислали папе юные следопыты Ивановской школы, которые каким-то образом вышли на след фронтовика Хайретдинова и установили с ним переписку. Скромный по характеру и немногословный, наш папа никогда не афишировал, что был первым командиром Газинура Гафиатуллина. Мы-то знали об этом. Узнали об этом и школьники из далекого села Овсище Псковской области, а также его любимые ученики – директор Миннибаевской средней школы Мударрис Ахметзакиевич Ибрагимов, писатель Шамиль Бикчурин, также семья Газинура Гафиатуллина. Из рассказа папы мы также знали, что у этой березки на месте боя и был вначале похоронен Газинур Гафиатуллович. Уже потом его тело было перенесено в братскую могилу. И благодарные жители за освобождение Великолукского района от фашистского ига в 1975 году установили там памятник павшим воинам.

Стал первым командиром и наставником героя

Папины рассказы у меня всегда в памяти. Как-то при разговоре он сказал, что сегодня слово «героизм» звучит как архаизм. А ведь героизм наших бойцов во время Великой Отечественной войны явился одним из важнейших факторов Победы над фашизмом. Гордость и слава нашего народа – это Герои Советского Союза. Среди 200 Героев – сыновей и дочерей Республики Татарстан – достойное место занимает и заместитель командира отделения 20-го стрелкового полка Газинур Гафиатуллин.

Вспоминая о годах минувших, папа говорил, что не может забыть день, когда его направили в Бугульму командиром для военной подготовки новобранцев перед отправкой на финский фронт. Именно тут дислоцировалась первая группа мобилизованных солдат. Это был 17-й запасной полк, третий батальон. Маленький ростом, наш папа был назначен командиром второго взвода. В его состав зачислили высокого, крепкого телосложения солдата Газинура. Строевым учениям тогда мало уделялось внимания, поэтому больше здесь проводили военные занятия. С первых дней обучения военному делу наш папа взял Газинура на заметку. Ведь тот отличался старанием в учебе. Его прилежность и дисциплину всегда ставил бойцам в пример. Да и Газинур тянулся к своему командиру. В перерыве между занятиями они постоянно беседовали по душам. Молодой солдат рассказывал о себе, о своей семье, о работе огнеборцем в селе Сугышлы. Вскоре он стал для командира взвода Хайретдинова незаменимым помощником.

Однажды ночью перед отправкой на фронт Газинур несмело подошел к папе и сказал: «Товарищ командир, ко мне приехала жена, можно я побуду с ней до утра?». Разговор состоялся ночью. В то время командиров высокого ранга не было в казарме и беспокоить их по этому поводу не было смысла.  По этой причине командир Хайретдинов самостоятельно принял решение: дать увольнительную до утра. Однако, провожая Газинура, предупредил: «Только до 5 утра, если ты опоздаешь хотя бы на пять минут, значит, мы оба будем наказаны по закону военного времени!».

К счастью, его отсутствие не было замечено. И он прибыл ровно в пять утра, в назначенное время. Все обошлось. Газинур был очень благодарен. Вскоре финская война закончилась, солдат отпустили по домам.

К великому сожалению, 22 июня 1941 года на нашу страну обрушилась другая страшная и темная война. Газинура, как и нашего папу, призвали на фронт. Писал он своему командиру письма с фронта, потому что знал его координаты. Ведь до отправки на войну наш папа снова оказался в Бугульме на боевом посту, где занимался военной подготовкой бойцов.

Настроенный оптимистично, Газинур писал ему, что трудно приходится всем, но хорошая школа по военной подготовке всегда выручает его в боях. Ведь Газинур был человеком очень исполнительным. Физически крепкий, он мог отбиваться от наседавших врагов до последнего патрона и первым мог подниматься в атаку. Таким он показал себя на занятиях. Позже папа узнал, что мужественным бойцом он стал и во время жестоких сражений с гитлеровцами.

Шагнул в бессмертие

Папу вскоре отправили на передовую линию фронта в состав зенитно-артиллерийской батареи Прибалтийского полка. Именно в это время он потерял связь с Газинуром. Уже после окончания войны из источников литературы узнал, что, став опытным фронтовиком, Гафиатуллин учился в полковой школе, ему присвоили звание сержанта, а впоследствии назначили заместителем командира отделения. Часто он в минуты затишья читал солдатам газеты, приносил боевые листки, откуда и узнал о подвиге Александра Матросова, который пожертвовал жизнью, чтобы обеспечить победу в жестоком бою. Это произвело на него и его бойцов очень сильное впечатление. Волнуясь, каждый раз папа с гордостью рассказывал о героическом поступке своего воспитанника, который фактически шагнул в бессмертие.

Из воспоминаний командира взвода

Из рассказа нашего папы мы узнали подробности о героическом поступке Газинура. Было это в начале 1944 года. Гитлеровцы опоясали деревню Овсище проволочным заграждением, а подступы к ней заминировали. Каждый дом превратился для них в опорный пункт, каждый подвал – в дзот. Стояла солнечная морозная погода. Все вокруг просматривалось далеко. Рота продвигалась вперед рывками. Отделение Гафиатуллина первым прорвалось к вражеским траншеям и забросало гранатами дзот и огневые позиции противотанковых пушек.

– Приготовиться к атаке! – послышалась команда ротного командира. И вдруг забил крупнокалиберный пулемет. Атака тут же захлебнулась. Бойцы несколько раз поднимались в атаку, но огонь пулемета снова прижимал их к земле. И тут Газинур, всматриваясь вдаль, заметил белое нейтральное пространство, отделявшее его от дзота. Там находился небольшой овраг, тянувшийся на 100 с лишним метров, а за ним подходы к дзоту врага метров на 5-10 были совершенно открыты. Это было мертвое пространство, где огонь пулемета никого не мог достать. Подумав об этом, вдруг Газинур взял две гранаты, повернувшись к командиру, сказал: «Я попробую пройти?».

– Попробуй, – был ответ. И Газинур пополз. Вначале достал одну гранату, бросил ее, но неудачно. Потом бросил вторую. И снова неудачно. Вставать ему было нельзя. Но можно ползти. Когда оставалось два метра до дзота, из амбразуры вспыхнула пламенным огнем пулеметная очередь. Это были трудные минуты для него. И тогда он сам решил свою судьбу. Ведь немцы в любую минуту могли перейти в контратаку и отбросить подразделение назад. Именно в этот критический момент Газинур, подобно Александру Матросову, сделал то, что подсказало ему сердце патриота и прославило его на века. Его товарищи – бойцы, лежавшие неподалеку на снегу – увидели, как перед дзотом выросла высокая фигура заместителя командира, который с возгласом: «За Родину!» своим телом закрыл вражескую амбразуру. Пулемет противника в одно мгновенье заглох. Вдохновленные его самоотверженным поступком, бойцы в ту же минуту дружно поднялись и бросились вперед. Село было освобождено от фашистов. Когда товарищи подняли пробитое пулями тело Газинура, то насчитали в нем 20 ран. Тело татарского сына – богатыря – с воинскими почестями похоронили на древней русской земле. Вот каким он парнем был!

Таким был рассказ нашего папы Салаха Хаертдиновича Хайретдинова, который до конца своей жизни свято хранил в сердце память о Газинуре. Он всегда гордился им. Учитель часто рассказывал ученикам о героическом поступке своего воспитанника. Фронтовик, прошедший через огненное горнило двух войн, считал, что честно выполняет свой гражданский долг перед подрастающим поколением.
Фото: freepik.com., из архива редакции.
«Знамя труда», № 11 от 21.03.2025 г.

 

Увидели или узнали что-то интересное? Сообщите об этом журналистам ЮВТ-24: almet-tv@mail.ru или + 7 917 255 40 26

Узнавайте все новости первыми – подпишитесь на телеграм-канал ЮВТ-24!

Оставьте реакцию на прочитанный материал

0

0

0

0

0

Вы оставили реакцию!

Комментарии

Главное