Его проводила «Галерея Старых» в Санкт-Петербурге, которая по итогам устроила тур по городам нашей страны. Экспозиция из 25 работ носит название «О чём твоя Россия?».
Масштаб и глубина
Первое, что бросается в глаза при первом посещении выставки, – это масштабность большинства работ. Многие картины достаточно крупные, наполненные разнообразными мелкими деталями, образами, символами. Будто авторы стремились к постепенному погружению зрителя в их мир. К примеру, при просмотре полотна Геннадия Исаева «Линия Вагнера» сначала замечаешь лишь условно идиллическую сцену сбора урожая, двоих трудящихся людей, один из которых в футболке с надписью «СССР», мешки с картофелем… И только потом взгляд падает на железобетонные противотанковые пирамиды, расставленные и будто защищающие границу сельскохозяйственного поля, и что по голубому небу, оказывается, летят не самолёты, а ракеты со снарядами.
По словам директора картинной галереи Розы Минабутдиновой, эта выставка очень необычная и сложная, в первую очередь по своему содержанию. И она предполагает, что на ту или иную работу будет много неоднозначных откликов, так же, как и на само название конкурса.
– Я думаю, что когда «Галерея Старых» давала эту тему, то хотела, чтобы художники смогли отразить, насколько противоречивой является эпоха. Это и достижения, и трагедии. Потому и работы сложные и разные. Некоторые из них сначала отталкивают, но потом заставляют задуматься. Картина «Цхинвал. Седьмая симфония» Марата Кесаева являет зрителю на первом плане известного советского и российского дирижёра Валерия Гергиева у партитуры с симфонией № 7 («Ленинградская») Шостаковича, которая была написана и впервые исполнена в блокадном Ленинграде и имела большое значение для поднятия духа советского народа. На заднем – мы видим растяжку, где на русском и осетинском языках написано «Вам – живым и погибшим. Тебе – Южная Осетия». Взгляните, сколько символов и смыслов! Мало того, что сам Гергиев здесь узнаваем, а мы ещё и знаем, что он осетин по национальности. Так ещё автору удалось передать на его лице всю боль народа, пережившего нападение грузинских войск в 2008 году. Также особую идею несёт в себе музыкальное произведение, знаменитое на весь мир, – рассказала Роза Равилевна.
«Почему живописное должно смущать?»
В одной из секций галереи расположен триптих «Бал» Александры Соколовой. На всех его частях изображена молодёжь в дыму и наркотическом угаре, о чём можно догадаться по положению тел, предметам, холодной и мрачной цветовой гамме. Стоит ли показывать тёмную сторону жизни? – этим вопросом задалась и Роза Минабутдинова.
– Они не вызывают симпатии, но это же было и есть, все эти бары существуют, где господа и дамы «накачены» бог знает чем... Это проблемы, которые есть в молодёжной среде. Стоит ли это показывать? – Не знаю. Но мы ведь смотрим с вами спектакли и фильмы, которые раскрывают сложные темы, нас же это не смущает. Почему живописное должно смущать? Да, его сложнее воспринимать, порой наоборот – хочется от этого отойти и созерцать лишь эстетику. Это всегда проще. Но художники тоже часть нашего общества, думающая его часть. Они имеют право показать то, что их волнует. Другой вопрос: что мы вынесем из просмотра? Нам напомнили, и мы хотим исправить ситуацию? Значит, они выполнили свою миссию, – считает Роза Равилевна.
Также интересна картина «Мотыльки», которая выполнена при смешении живописи и аппликации. Рисунок ручного фонаря и пуль с крылышками дополнен металлической цепью с висящей на ней гильзой и сеткой Рабица. Эта работа останавливает перед собой, показывает, что здесь поднимается какая-то глобальная тема, в которой разобраться должен сам зритель.
В дальнем углу…
– Не буду скрывать, мы поместили некоторые работы в самый дальний угол этой экспозиции. В том числе картину «Четвёртый рейх. Культура. Каннский фестиваль». Это уже наша гражданская позиция, – сообщила Роза Минабутдинова.
Картина Артёма Тихонова и правда может вызвать двойственную реакцию у публики, так как на ней изображён господин Зеленский. Однако название подсказывает всё отношение автора к этому персонажу. На полотне нарисовано, как с большого экрана в концертном зале вещает президент Украины, а ему рукоплещет вся просвещённая Европа. Это, безусловно, и реалистичная (потому что это действительно происходило), и сатиричная работа.
Не менее противоречивы и ещё две картины, которые повесили по соседству. Однако все они выполняют главную цель художников – привлекают внимание зрителей, производят сильное впечатление и заставляют задуматься.
Фото: Арина Сафина
«Знамя труда», № 20 от 26.05.2023 г.
Увидели или узнали что-то интересное? Сообщите об этом журналистам ЮВТ-24: almet-tv@mail.ru или + 7 917 255 40 26
►Узнавайте все новости первыми – подпишитесь на телеграм-канал ЮВТ-24!
Комментарии