Криками «Браво!» и продолжительными овациями завершился спектакль «Эйнштейн и Маргарита», представленный альметьевской публике 4 марта в ДК «Нефтьче». Благодаря поддержке компании «Татнефть» зрители смогли насладиться талантливой игрой дуэта народных артистов России Ксении Раппопорт и Алексея Серебрякова.
![](/images/uploads/ckeditor/jpg/640b49aaf0093_A_M2.jpg)
Как удивительна жизнь, играющая судьбами людей, которые, казалось бы, никогда не должны были встретиться.
Альберт Эйнштейн, родившийся в Германии, живший в Италии, Швейцарии и эмигрировавший в США после прихода к власти нацистов. Гений, внёсший вклад в развитие физики и смежных областей. Выведенная им формула соотношения между массой и энергией (в 1906 г. записанная в виде Е=mc^2) легла в основу релятивистского принципа сохранения энергии, всей ядерной энергетики.
В 1939 году Альберт Эйнштейн как учёный понимал всю опасность, если ядерное оружие первыми создадут в нацистской Германии, и подписал обращение к президенту США Франклину Рузвельту. Благодаря этому был запущен Манхэттенский проект, итогом которого стало создание атомной бомбы.
![](/images/uploads/ckeditor/jpg/640b49c58ed14_A_M4.jpg)
Но Эйнштейн был человеком гуманистических взглядов. Он всегда поддерживал идеи мирного существования, выступал против войн, создал движение учёных, выступающее за ядерное разоружение.
Круг его интересов был широк: он прекрасно играл на скрипке, разбирался в классической музыке, любил художественную и философскую литературу, увлекался садоводством и яхтингом. Альберт Эйнштейн нравился женщинам, и в его жизни их было немало. Одной из которых была Маргарита Конёнкова.
Прекрасная Маргарита – молодая жена и муза Народного художника СССР, Героя Соцтруда, лауреата Ленинской премии талантливого скульптора Сергея Конёнкова. В 1923 году в Нью-Йорке проходила выставка работ советских художников и скульпторов. Конёнков по её окончании решил не возвращаться и прожил в США 20 с лишним лет. Там художник был востребованным модным скульптором, ведущим богемный образ жизни.
Его жена, образованная, свободно владеющая английским, с прекрасными манерами, так же, как и в Москве, влилась в высший свет. Она обеспечивала мужу выставки, дорогие заказы, во время его сеансов работала переводчиком.
В 1935 году Принстонский университет заказал ему бюст физика-атомщика, Нобелевского лауреата Альберта Эйнштейна. Во время сеансов позирования тот и познакомился с Маргаритой. Вот тогда-то Эйнштейн и увлёкся супругой русского Родена. Она ответила ему взаимностью, и их роман длился на протяжении многих лет.
Альберт ввёл Маргариту в круг своих друзей-физиков. Именно она на одном из сборищ услышала о ведении работ по созданию атомной бомбы и сообщила об этом в СССР. Также во время Второй мировой войны в Америке было создано Общество помощи России. Маргарита Конёнкова стала руководящим секретарём Центрального совета общества. Популярность её возросла, она стала вхожа в самые высокие круги, одной из её близких знакомых оказалась Элеонора Рузвельт – жена президента. Полмиллиона долларов в помощь России собрали благодаря активным действиям Маргариты.
Спектакль поставлен по пьесе советского и российского драматурга Александра Гельмана «Альмар». Сюжет развивается в доме Эйнштейна в августе 1945 года после недавней ядерной бомбардировки США японских городов Хиросима и Нагасаки. Аскетичные декорации подчёркивают все эмоции и страсти, происходящие на сцене. Стол-трансформер, становившийся то кроватью, то шкафом, то обеденным «мостом» между героями, органично украшал композиции, передавая атмосферу действа и делая её осязаемой.
Мне кажется, сложно подобрать актёров, у которых хватило бы таланта, мастерства, опыта сыграть таких неординарных личностей. Но режиссёр Александр Марин, доверивший роли известным артистам Ксении Раппопорт и Алексею Серебрякову, сумел собрать именно такой тандем, в котором они, как свет и тень, дополняют друг друга.
Яркая внешне, харизматичная, пластичная, тонко чувствующая Ксения Раппопорт была близка и понятна каждому зрителю в зале. Её героиня – то взрослая, всё прощающая женщина, то нежная девушка, то эгоистичная как ребёнок и ужасно боящаяся будущих перемен в своей жизни из-за возвращения в СССР. Страстная и сексуальная, заботливая и умиротворяющая – каждую эмоцию мы проживаем с актрисой. Хотелось вскочить, выбежать на сцену, обнять и утешить эту прекрасную Маргариту.
![](/images/uploads/ckeditor/jpg/640b49e07f7da_A_M3.jpg)
Подавленный и измождённый виной и страшными снами Эйнштейн, в исполнении Алексея Серебрякова, в начале спектакля заставляет окунуться и почувствовать, каково влияние одного великого человека на судьбы тысяч людей. Его философские и горькие монологи побуждают задуматься о серьёзном через призму простых ценностей: любовь, дождь в саду, звёздное небо, вкусная еда… Один взрыв – и сотни тысяч людей распылены на атомы. Один взрыв – и нет ничего, только невидимая глазу опасная радиация. Один взрыв – и много лет бед и ужасных последствий. И ответственны за это тоже люди.
Альберт и Маргарита, мужчина и женщина, ищущие друг в друге спасение от своих страхов. Они ещё вместе, но уже далеко друг от друга.
Фото Дениса Гапонова
Комментарии