О целях и страхах педагогов рассказала призёр республиканского конкурса Ирина Беляева
Заместитель директора по воспитательной работе школы № 21 – ОЦ «Дай 5» Ирина Беляева заняла второе место в номинации «Управление воспитательным процессом» республиканского конкурса профессионального мастерства работников сферы воспитания и дополнительного образования детей. Она поделилась своими принципами работы и основами профессионального мастерства.
Из финансиста в учителя
Ирина Беляева рассказала, что с детства мечтала стать педагогом, но её отговорили родители. Всё-таки профессия непростая, а должности есть более прибыльные. В итоге она отучилась в финансово-экономическом институте, даже начала трудиться по специальности. Однако работа в банке ей категорически не понравилась, а после декрета Ирина Рафаэлевна получила предложение, от которого не смогла отказаться, – временно заменить учителя истории в родной школе.
– У меня там работала родственница, которая знала о моих способностях к истории, и я согласилась. Поняла, как нравится мне работать с детьми, и спустя время мне удалось получить второе высшее образование. Уже педагогическое. Потом стала заместителем директора по воспитательной части, но до сих пор веду уроки в классах, чтобы лучше узнавать ребят, – отметила Ирина Беляева.
К исполнению детской мечты Ирина Рафаэлевна подошла со всей ответственностью. Вуз окончила успешно и даже выбрала себе кумира среди именитых педагогов, заповедям которого постоянно следует.
«Я сторонник гуманной педагогики»
По убеждению Ирины Беляевой, от детей невозможно добиться дисциплины и послушания криками, угрозами и нравоучениями. Несмотря на то, что контингент среди учеников её школы очень разнообразный и, порой, бывает сложным, она не сворачивает с пути, проложенного ещё Шалвой Амонашвили.
– Шалва Амонашвили задаёт интересные вопросы учителям. К примеру: «Когда ты ставишь оценку и черкаешь в тетради ребёнка красной ручкой, что хочешь этим доказать? Своё превосходство?» Да, он не справился, и что? Тем самым этот выдающийся педагог пропагандирует уважительное отношение к ребёнку. Подчёркивает важность тонкого подхода к нему и субъектно-субъектные отношения между взрослым и детьми, – заметила Ирина Беляева.
Также она считает, что для каждого ребёнка нужно создать классное, комфортное, безопасное пространство, чтобы он с удовольствием ходил в школу. Кроме того, необходимо всё время самосовершенствоваться, мотивировать детей на обучение и повышать их самооценку. «Ребёнок – это главный человек. Мы работаем ради него», – подчеркнула педагог.
Такие разные одинаковые дети
Ирина Беляева рассказала, чем современные дети отличаются от предыдущих поколений ребят. По её мнению, ключевыми факторами здесь являются страх и признание авторитетов.
– Мы были умными, но несколько шаблонными. От многих слышу: «Вот в наше время мы боялись шелохнуться на уроке и слово против сказать учителю, а сейчас…» А сейчас дети никого не боятся, и слава богу. В них нет этого молчаливого повиновения перед вообще всеми взрослыми. Они и огрызнуться могут. Иногда ведут себя как ёжики. Но если ты заработал у них авторитет, то ребята становятся идеальными. Конечно, криками и упрёками уважения не добиться. А жалобы родителям, по моему мнению, – это всё равно что подписаться под собственным бессилием и непрофессионализмом. Значит, ты сам не можешь справится с маленьким ребёнком, – поделилась Ирина Беляева.
Однако есть у всех поколений детей и схожие черты. По убеждению Ирины Рафаэлевны, во все времена ребёнок учился и будет учиться на примере взрослого. Поэтому нам самим нужно стать положительными, а потом уже учить. Кроме того, по словам Ирины Беляевой, учителя и учеников хорошо сплачивает коллективное творчество. Когда педагог не просто раздаёт задания, а садится и работает над его выполнением вместе со всеми.
Страшное в педагогике
Ирина Беляева также поделилась, что больше всего в своей работе она боится упустить что-то важное, недосмотреть некие изменения в ребёнке, которые могут привести к непоправимым последствиям.
– Меня до сих пор мучает страх не найти подход к ребёнку. Такого не было, но иногда для этого нужно больше времени. Страшно, что не могу охватить своим вниманием всю школу, не заметить изменения настроения. Для детей важны психологический комфорт и понимание, что учитель вникает в его проблемы. Это очень сложно, – рассказала Ирина Рафаэлевна.
Она отметила, что страшно бывает и родителям, детей которых отправляют на психолого-педагогический консилиум. Хотя, по мнению Ирины Беляевой, ничего катастрофического в этом нет.
– Бывает, что ребёнок не может осилить школьную программу, и консилиум нужен, чтобы определить дальнейший образовательный маршрут. Родители не должны этого бояться или, тем более, думать о том, что «скажут люди». Детям необходима их поддержка, потому что они не перестают быть хорошими и талантливыми. Вполне возможно, что они достигнут успеха в других сферах жизни, – подчеркнула педагог.
«Знамя труда», № 31 от 11.08.2023 г.
Комментарии