Его воспитанники завоевали 370 конкурсных наград и реализовали 34 проекта.
В прошедшем учебном году детский технопарк «Кванториум» встретил 1380 учеников. А его воспитанники завоевали 370 конкурсных наград и реализовали 34 проекта.
В Альметьевске уже восемь лет успешно работает уникальная площадка для развития юных умов – Детский технопарк «Кванториум» – Дом пионеров. Это учреждение дополнительного образования, распахнувшее свои двери для любознательных и талантливых детей 12 июля 2017 года.
Меценатами этого значимого для города проекта выступила семья Тахаутдиновых. Идея состояла в том, чтобы создать современный аналог Дома пионеров – место, где дети могли бы получать актуальные знания и развивать свои способности. Команда энтузиастов совместно с главой города презентовали федеральный проект «Кванториум», доказав, что именно такая форма дополнительного образования является передовой и востребованной по всей России.
– Сегодня подобные центры есть практически в каждом регионе страны. Однако ключевым фактором успеха является не только открытие, но и постоянная поддержка работы технопарка. В этом нам невероятно повезло. Шафагат Фахразович не только стоял у истоков проекта, но и продолжает активно курировать его и всячески помогать, понимая, что технологии не стоят на месте, – отметил директор технопарка Рамиль Закиров.
Благодаря его поддержке технопарк постоянно обновляет свою материально-техническую базу. Так, в прошлом году был полностью заменен парк вычислительной техники: устаревшие ноутбуки 2016 года закупки уступили место современным компьютерам с мощными процессорами.
Направления
Технопарк предлагает уникальную образовательную среду для детей и подростков от 6 до 18 лет. Его деятельность строится вокруг высокотехнологичных направлений – квантумов, а также включает классические кружки.
Сердце технопарка – это, безусловно, его профильные лаборатории. В IT-квантуме юные программисты изучают языки программирования, разрабатывают собственные приложения и создают сайты. Наноквантум предлагает симбиоз химии и физики, где сложные научные дисциплины преподносятся через увлекательные эксперименты и исследования, делая знания доступными и интересными.
Одним из футуристических направлений является Нейроквантум. Здесь подростки погружаются в область биомедицинских технологий, изучая принципы работы и создавая биопротезы, управляемые сигналами мышц или головного мозга.
Самые юные инженеры начинают свой путь в Робоквантуме. Программа построена от простого к сложному: дети с шести лет изучают основы механики, принципы работы шестеренок, рычагов и колес, постепенно переходя к сборке и программированию сложных роботизированных конструкций.
Промдизайн – это центральная мастерская технопарка, оснащенная станочным парком, 3D-принтерами и лазерными станками, где проекты из цифровой модели превращаются в готовые прототипы.
Актуальным направлением является Аэроквантум. Его воспитанники не просто учатся управлять дронами, но и глубоко понимают их устройство: паяют платы, модернизируют аппараты и собирают беспилотники самостоятельно, становясь полноценными инженерами-наладчиками.
Помимо высоких технологий, в «Кванториуме» ценят и традиционное прикладное творчество. Дети могут пойти на уроки кройки и шитья, где создают собственную одежду, в «Лаборатории вкуса» осваивать кулинарное искусство или развивать таланты на занятиях по рисованию (ИЗО).
Отдельное внимание уделяется и дошкольному образованию. Подготовительные курсы для самых маленьких, где по методике Зайцева и другим эффективным программам детей учат читать и писать, пользуются огромной популярностью у родителей. Спрос настолько высок, что в этом году было открыто несколько дополнительных групп.
Технопарк постоянно развивается: второй год здесь успешно преподают английский язык, а также открыли направления по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, куда регулярно записываются старшеклассники.
– В «Кванториуме» мы уделяем большое внимание вовлечению в образовательный процесс всей семьи. Ярким примером стал проект «Выходной с папой», который смог «поднять с диванов» отцов. Мастер-классы, где родители и дети вместе проводили время на занятиях по рисованию, имели оглушительный успех. Вскоре сами отцы начали звонить и спрашивать: «А когда будет ещё?» – поделился Рамиль Закиров.
Квантарианцы
Технопарк демонстрирует впечатляющую динамику роста, превращаясь в крупнейший центр притяжения для юных инженеров, изобретателей и творцов города. Если в 2017 году его стены принимали 700 детей, то в новом учебном году контингент учащихся достиг 1380 человек. По сравнению с прошлым годом, это на 150 детей и 10 учебных групп больше.
Но главным показателем эффективности работы являются не только цифры набора, но и блестящие достижения учащихся, которых здесь называют квантарианцами. Прошлый учебный год стал настоящим триумфом: воспитанники «Кванториума» приняли участие в 121 конкурсе различного уровня и завоевали 370 призовых мест. Эта цифра на 105 наград превышает результаты предыдущего периода.
Особого внимания заслуживает выступление альметьевских квантарианцев на межрегиональном этапе чемпионата «Профессионалы», который проходил в мае в Оренбурге. Юные профессионалы из Альметьевска показали выдающийся результат, вернувшись домой с 11 медалями: 6 золотых, 2 серебряных и 3 бронзовых.
Важной частью философии «Кванториума» является создание инклюзивной среды, где каждый ребенок имеет равные возможности для развития. В настоящее время в технопарке обучается 39 детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Все они занимаются в общих группах, активно участвуют в жизни коллектива и показывают впечатляющие результаты. Только в этом учебном году воспитанники с ОВЗ завоевали 14 призовых мест в различных конкурсных мероприятиях.
С момента открытия в 2017 году у технопарка есть собственный автобус с гидроподъемником, предоставленный компанией «Шешмаойл» по инициативе Рустема Тахаутдинова. Компания полностью содержит транспорт и предоставляет водителя. Благодаря этому каждый день, кроме выходных, автобус привозит детей на занятия и развозит по домам после.
Педагоги
Основу преподавательского состава здесь составляют не классические педагоги-предметники, а молодые инженеры, выпускники вузов и техникумов. Они проходят профессиональную переподготовку и получают необходимые педагогические компетенции для работы с детьми.
Дети получают знания напрямую от практиков, знакомых с самыми современными технологиями и трендами в инженерии, IT и дизайне. На долю традиционных преподавателей-предметников приходится лишь около 20% штата, что делает модель «Кванториума» по-настоящему инновационной.
Педагоги технопарка не только учат, но и непрерывно развиваются сами. Они активно делятся накопленным опытом, выступая в качестве экспертов и спикеров на республиканских стажировочных площадках. Их методические материалы публикуются на ведущих федеральных педагогических порталах, а сами педагоги активно участвуют в профессиональных конкурсах.
Результаты работы говорят сами за себя: в прошедшем учебном году педагоги «Кванториума» завоевали 70 призовых мест в различных конкурсных мероприятиях, что на 11 больше, чем годом ранее.
Ярким примером успеха является победа одного из педагогов-инженеров Ильдара Зарипова. Он занял первое место в основной категории чемпионата «Профессионалы» в компетенции «Технологии волоконно-оптической связи для беспилотных авиационных систем».
Проекты
Важнейшим направлением деятельности детского технопарка остается комплексная проектная работа. В прошедшем учебном году обучающимися было разработано 34 проекта, часть из которых уже получили практическое применение.
В отличие от традиционной «выталкивающей» модели, где главная задача – передача готовых знаний, в «Кванториуме» применяется «вытягивающий» формат. Его суть заключается в том, что ребенок самостоятельно извлекает информацию и навыки в процессе решения конкретных практических задач. Педагоги разрабатывают программы, основанные на кейсах, которые предстоит решить учащимся.
– Например, в направлении «Робоквантум» одной из задач является создание автокормушки для аквариумных рыбок. Сталкиваясь с такой, пусть и выдуманной, ситуацией, дети начинают искать пути её решения. Ключевая роль наставника – не заставить изучать язык программирования, а заинтересовать, показав, как этот инструмент помогает решить реальную проблему, – рассказал заместитель директора по проектной работе Эмиль Халилов.
Наиболее заинтересованные учащиеся, успешно справляющиеся с учебными задачами, переходят к полноценной проектной деятельности. Около 10% воспитанников активно стремятся к участию в реальных проектах для сектора экономики.
Ярким примером такого сотрудничества стала система мониторинга качества воздуха в Альметьевском районе, реализованная по запросу местного департамента экологии. Перед ребятами стояла задача расставить по городу датчики, анализирующие состав атмосферы. Юные инженеры полностью справились с проектом самостоятельно: они собрали экодатчики, смоделировали и распечатали на 3D-принтере корпуса, подобрали и установили всю электронную начинку. Проект был реализован за полгода и продолжает работать сегодня.
Ещё одним значимым достижением стала разработка наземной станции управления (НСУ) для беспилотных летательных аппаратов с использованием оптоволоконной связи. Этот коммерческий проект, завершенный в марте силами выпускников и педагогов, обеспечивает сверхвысокую пропускную способность, минимальные задержки и повышенную безопасность данных для задач в реальном времени.
Многие проекты рождаются благодаря запросам от компаний, работающих на территории Альметьевского района. Выпускники технопарка продолжают сотрудничество, находя возможности для профессионального роста. Большинство разработок внедряются на территории Альметьевска и Татарстана, а коллектив технопарка ставит перед собой амбициозную цель – привлечь к проектной деятельности как можно больше учащихся и реализовать ещё больше полезных для региона инициатив.
Эльвина Яхина.
Фото: Эльвина Яхина.
Комментарии