Голос парада Победы, голос различных событий – он узнаваем и хорошо знаком даже тем альметьевцам, кто не знает его обладательницу. Он принадлежит Наталье Беляевой, директору Районного дома культуры, объединяющего сельские культурно-досуговые учреждения. 25 февраля ей исполнилось 50 лет
Долгие годы Наталья Владимировна «у руля» культурной жизни на селе. Она за кулисами – организует и подбадривает тех, кто ждёт своего выхода. Она на сцене – с микрофоном и планшетом. В последнем – сценарий, который составляла накануне ночью, по минутам планируя выходы гостей, артистов и исполнителей. А ещё писала текст, который волнует и часто трогает до слёз. Юбиляр рассказала нашей редакции о творческом пути, победах и достижениях, об испытаниях и тех, кто помогал их преодолевать.
В семье всегда звучала песня
Он был обычным водителем, она – бухгалтером-экономистом. 25 февраля 1974 года у горячо любящих друг друга супругов родился первый ребёнок, дочь назвали Натальей. С малых лет в девочке проявилась любовь к музыке и сцене. Пока другие дети смотрели по телевизору мультфильмы, она с замиранием сердца ждала у экрана передачу «Песня года».
Она испытывала восторг, когда в великолепных нарядах к зрителям выходили София Ротару, Лев Лещенко, Людмила Зыкина. Но особенно замирало сердце при появлении ведущих Ангелины Вовк и Владимира Березина. Они, далёкие и «звёздные», словно стали учителями для маленькой Наташи, заразили любовью к сцене и песне.
Вместе с родителями и младшим братом она жила в маленьком щитовом домике на ул. Шевченко, 28. Зимой было холодно, дети ходили в шерстяных носках. Шестилетняя девчушка в тапочки с шерстяными носками подкладывала кубики, воображая, что это каблуки, и брала в руки скакалку, заменявшую микрофон. Около стула ставила маленький табурет – он играл роль лестницы на сцену. И заводила песню.
Впрочем, на страсть к сценическому и вокальному искусству повлияла и семья. День рождения мамы был 1 января, поэтому Новый год перетекал в другой праздник. Собиралась вся многочисленная родня, дяди, тёти, двоюродные братья и сёстры. И все пели.
«Моя мама живёт во мне»
Первое серьёзное испытание выпало Наталье Беляевой в 13 лет. После тяжёлой болезни ушла из жизни мама. Ей было всего 37. Эта трагедия закалила и без того крепкий характер Наташи.
– Она мне каждый день нужна. Я засыпаю с её именем и просыпаюсь. Она поддерживает меня во всех начинаниях, я всегда мысленно с ней советуюсь. Мама была красивой, ухоженной женщиной, постоянно находилась в центре внимания. Аккуратность, умение не выпячивать себя перешли с материнским молоком, материнской любовью. До сих пор каждую минуту мама живёт во мне, – признаётся Наталья Беляева.
Наталья была юной, но уже тогда осознала, что обязана оставаться сильной, быть примером и должна заменить мать младшему брату. Ей нужно жить, получить образование – этого страстно хотела мама. Видимо, измученная болезнью, она просила, чтобы дочь стала врачом. Но в последние дни жизни всё чаще делилась мечтой, что Наталья вырастет и будет директором. Было и ещё одно желание: мама просила завести собаку.
Самый молодой руководитель
В первый класс Наталья пошла в 10 школу, позже перевелась в 18-ю, её и окончила. Как сегодня помнит первую учительницу Евдокию Фёдоровну Зиганшину, её сильный и волевой характер. Она заразила девочку желанием пойти в педагоги. Мечту укрепил и старый советский фильм с Верой Марецкой «Сельская учительница». Это заметил папа. Смастерил для дочери доску, дал мел. И тогда она стала деловито вести уроки, усаживая в импровизированном классе двоюродных братьев и сестёр, плюшевых медведей, зайцев и кукол. Признаётся, что безумно хотела быть учителем.
Когда пришло время выбирать профессию, – сомнений не было. Наталья Беляева поступила в бугульминское педучилище, где продолжила вдохновляться примером сильных наставников. В 1992-м стала студентом года по итогам республиканского конкурса. Окончив училище, вернулась преподавать в школу № 18 Альметьевска. Начинала педагогом-организатором, затем была учителем начальных классов, уже в 20 лет стала завучем по воспитательной работе.
– Работа с детьми заряжает. Они не дают ни болеть, ни страдать, ни плакать, они всегда держат в тонусе, – поделилась Наталья Владимировна.
Это дело Наталья Беляева продолжила и на следующем жизненном этапе. В 1997 году её пригласила работать методистом в ЦДЮТ Флюра Абылмагдановна Шайхутдинова, которая возглавляла учреждение. За 16 лет трудовой деятельности Наталья Беляева прошла здесь путь до руководителя. В 29 лет она стала самым молодым директором учреждения допобразования в республике. Была руководителем высшей квалификационной категории, прошла несколько аттестаций.
Период ЦДЮТ Наталья Беляева считает лучшим в жизни. Тогда она состоялась и как профессионал, и как руководитель. Наталья Владимировна благодарит каждого, кто поддерживал, разглядел в ней потенциал: Ришата Фазлутдиновича Абубакирова, Василия Ивановича Самойлова. И, как говорит Наталья Беляева, уникальных женщин: Розу Егоровну Афлятунову, которая всегда находила нужные слова, и Любовь Михайловну Глазунову, ставшую примером работы на сцене.
А ещё Наталья Беляева оставалась верна своим культурным идеалам – известной Элине Быстрицкой, у которой переняла принцип «никому не делать зла и прощать каждого, кто поступил с ней несправедливо». И знаменитой Людмиле Зыкиной, которая была ранима и чувственна, но никогда не показывала слабость.
– Всегда воодушевляли её царственный внешний вид, высокая прическа, железный характер, за которым ранимое женское сердце, умение плакать, когда никто не видит твоих слёз. Эти две женщины, как и моя мама, вместе со мной идут по жизни, – отмечает Наталья Владимировна.
Хоровод Альметьевска
Когда начальником управления культуры стала Гузал Атласовна Пайдуллина, Наталье Беляевой предложили возглавить Районный дом культуры. Эти годы стали новой эпохой в культурной жизни сельчан. У её «руля» Наталья Владимировна находится уже 12 лет.
При ней началось внедрение новых технологий, учреждения стали присоединяться к грантовым конкурсам различных уровней – от «Татнефти» до Минкульта РФ. Гранты завоёвывались, в строю народных самодеятельных коллективов появились образцовые детские ансамбли, а в гастрольных планах – выезды на республиканские мероприятия и даже международные – такое достижение есть у кряшенского коллектива «Кэлэем» Калейкинского сельского дома культуры. Изменилась атмосфера концертных мероприятий города – традиции, обычаи и красоту деревень вынесли напоказ, знакомя зрителей с их удивительной прелестью.
В сёлах начали строить новые клубы, исторические здания капитально преображались. На днях после таких работ открылся Нижнеабдуловский СДК, на очереди – Дальнеямашинский.
– Все мои победы – это в первую очередь победы большого коллектива. Все эти годы мы находим общий язык. Многие из них намного старше меня, но мы сплочённые и делаем общее дело. Это помогает нам жить и добиваться успехов. Я очень благодарна и сотрудникам, и тем, кто неравнодушен, кто помогает вносить новшества, делать жизнь на селе краше, – резюмировала Наталья Беляева.
В череде событий есть особо дорогие сердцу – это открытия домов культуры после ремонта, празднование юбилейных дат коллективов, даты становления села.
Каждое событие в населённых пунктах – это отдельный мир. Стоит только представить пасмуровские вечерки в Новоникольском сельском поселении, на знаменитой исторической земле помещика Пасмурова, с его флигелем на территории школы, домиком для прислуги. Или вообразить большой хоровод, проводимый ко Всемирному дню танца. Это событие каждый год становится своего рода соревнованием среди районов республики – все подсчитывают, у кого хоровод будет больше. В прошлом году в танце закружились 134 человека – это был самый большой народный хоровод. Художница Галина Чикляукова вдохновилась этим и написала картину «Хоровод Альметьевска».
Отметим и празднование Дня Победы: каждый год Наталья Беляева становится голосом парада, и он знаком даже тем, кто не знает её обладательницу лично.
Очаги культуры на селе важны
Некоторые дома культуры находятся в плачевном состоянии. Сложность в том, что раньше финансирование из бюджетов на сельские учреждения культуры, образования и здравоохранения выделяли по отдельности. Сейчас потоки объединили и средства направляют на соцучреждения, после чего расставляют приоритеты. Культура проигрывает школам и больницам. Между тем в обновлении нуждаются здания клубов в Кульшарипове, Бишмунче, Борискине, Ямаше – населённом пункте, который вместе со Святым ключом может стать точкой в туристическом маршруте. Проблемы разные – от протекающей крыши до нехватки музыкального оборудования.
А где-то очага культуры нет вовсе – об этом, к примеру, уже не первый год сообщают жители Нолинки. Но даже в этих условиях дело движется. Сейчас клуб Ямашей претерпевает изменения. Он на стадии ремонта, открытие запланировано ко Дню работника культуры. Образцовые ДК действуют в Абдрахманове, Тайсуганове.
Не читать сценарий, проживать его
Сценические ведущие – всегда в центре внимания. Наталья Беляева привыкла к аплодисментам, комплиментам. Но миновать «звёздную болезнь» удалось, считает она и признаётся, что не любит это определение. Были моменты, когда восторг переполнял сердце, когда понимала, что она – в центре красивого торжества под прицелом тысячи восторженных взглядов и, как дирижёр, руководит событием, которое от начала и до конца написано и режиссировано ею.
– Для меня главное, чтобы понравилось людям. Я провела событие, отдала всю себя и ушла со сцены. Когда пишу мероприятие, когда веду, я не читаю сценарий, я его проживаю, – подчеркнула Наталья Беляева.
От эмоционального выгорания и желания «всё бросить» спасает семья – супруг Сергей и сын Савелий. Это они – опора и поддержка сильной женщины. Они привыкли видеть её с сотовым телефоном в руках, с бумагами, которыми покрыт обеденный стол.
– Мне некогда выгорать, я всегда горю. Низкий поклон сыну и мужу, терпят меня такой, какая есть: горящей, с флагом в руке, – с любовью признаётся Наталья Владимировна.
Каждый боец прошёл сквозь сердце
Ведущий события не может давать волю эмоциям. Зрителям, как правило, безразлично, что на душе тревога и день не задался. Поистине сложным испытанием для Натальи Владимировны стали митинги памяти о бойцах, погибших в ходе специальной военной операции. Когда все молчат, ей приходится говорить. И она говорит.
– Я говорю, что мы будем чтить и только память сильнее смерти, а на тебя смотрят эти глаза. Глаза жён и детей. И ты понимаешь, что ничего уже невозможно вернуть. Военная судьба так распорядилась. Ничего уже этим людям нельзя пообещать. А глаза на тебе. Очень тяжело, потому что необратимо, – с горечью говорит Наталья Беляева.
Но потом к ней подходят родные. Они обнимают и говорят: «Спасибо вам за слова. Спасибо вам за такой текст. Пока вы говорили, мы перестали плакать. Боль в душе, но слёз нет. Вы обладаете даром, помогаете нам её пережить».
– Сама я плачу дома с планшетом и ручкой. Когда впереди зал, впереди семья, невозможно расслабиться, невозможно дать волю слезам. Но иногда бывают слёзы. Дрожат голос и руки. Но я их всех считаю своими братьями, потому что каждый прошёл через моё сердце, – поделилась Наталья Беляева.
Автоклуб – большая мечта
Юбилей – это повод подвести итоги. Наталья Беляева заключает, что сделано многое, но есть желание достигнуть большего. Она мечтает о новых проектах, но пока хранит их в секрете.
– Многое хочется реализовать. Культуру хотела бы видеть немного другой, более расширенной, более красивой и с ярко выраженным национальным колоритом, – рассуждает Наталья Владимировна.
А ещё горячо мечтает об автоклубе на колёсах – такой может приехать в любой уголок района и стать мобильной танцплощадкой или концертной сценой. Из машины выставляется сцена, устанавливаются аппаратура, места для зрителей, и всё готово к празднику. В этом проекте Наталья Беляева надеется на грантовую поддержку.
И, конечно, есть мечты, не связанные с работой. Семейный уют, беседка, куда можно выйти и наслаждаться пением птиц. Большой дом с камином, берёза во дворе, к которой можно прислониться, закрыть глаза и словно перенять силу красивого дерева, русский самовар и собака, как когда-то хотела мама.
«Знамя труда», № 9 от 06.03.2024 г.
Комментарии