Современным Остапам Бендерам не приходится очень уж изворачиваться и изобретать новые виды схем, чтобы обмануть население
Хотя, казалось бы, в наш цифровой век каждый может легко и просто проверить любую информацию: для этого достаточно не полениться и потыкать кнопочки на смартфоне, чтобы соединиться с любым человеком или финансовой организацией, прежде чем радостно делиться кровно нажитым с аферистами.
И снова «родственники в беде»
На прошлой неделе в местном отделе полиции зарегистрировали два звонка от таких злоумышленников. В одном случае аферистам удалось обмануть пенсионерку и завладеть её денежными средствами. В другом же горожанка проявила бдительность и тем самым спасла свои финансы.
Первая история произошла с 88-летней жительницей Альметьевска. Ей позвонили неизвестные и сообщили о дорожно-транспортном происшествии, которое якобы произошло по вине её внучки. За спасение близкого человека у женщины потребовали круглую сумму. Недолго думая встревоженная пенсионерка собрала все свои сбережения и отдала прибывшему «курьеру». Конечно, никакой аварии не было и в помине – горожанку обманули. Сумма ущерба составила 1888 тысяч рублей.
Аналогичный звонок в тот же день поступил 77-летней женщине. Незнакомцы на другом конце провода также рассказали ей о ДТП, в котором виновна её внучка, и потребовали 200 тысяч рублей. Пенсионерка выслушала их рассказ до конца и положила трубку. Сразу после этого она связалась с сыном. Убедившись, что с внучкой всё в порядке, горожанка сообщила о произошедшем сотрудникам полиции.
Наиболее доверчивы самые серьёзные люди
Группа злоумышленников разыграла спектакль, билет на который обошёлся единственному зрителю в миллионы рублей.
Среди аферистов набирает популярность ещё один способ отъёма денег у населения. Тактика новая, а мотив старый. Злоумышленники связываются со своими жертвами от имени их руководителей, а затем подключают к беседе лжесотрудников банков. Надо ли уточнять, что и исход таких манипуляций предсказуем. В одном из случаев махинаторы смогли выудить у доверчивой потерпевшей 10 миллионов рублей.
История началась в конце ноября прошлого года. Телефонному разговору предшествовала переписка. В мессенджере «Телеграм» женщине пришло сообщение якобы от её начальника, который поделился новостью – сотрудницей интересуются правоохранительные органы. Собеседник убеждал взять трубку, когда «силовики» ей позвонят.
Вскоре с заявительницей связался тот самый «сотрудник» и настоятельно рекомендовал «никому о разговоре не рассказывать, так как проверка очень серьёзная, информацию разглашать нельзя».
Звонивший сообщил, что на имя горожанки оформлены кредиты, и под предлогом аннулировать указанные кредитные обязательства ввёл её в заблуждение. Это немного обновлённый формат старой схемы: «Переведите деньги на безопасный счёт».
Исход последовал закономерный. Ничего не подозревающая жертва на протяжении пяти дней оформила в общей сложности займ на 10 миллионов рублей.
– Выполнив все указания аферистов, через какое-то время женщина решила всё-таки рассказать о случившемся своей подруге и поняла, что её обманули. По данному факту следственным отделом возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ «Мошенничество», – прокомментировала старший инспектор по взаимодействию со СМИ Резеда Мухаметдинова.
Виновнику такое обвинение грозит десятью годами лишения свободы.
Корыстные обманывают глупых
Под предлогом финансовой помощи махинатор сделал так, что она действительно понадобилась его жертве.
Очередной факт мошенничества стал поводом для возбуждения уголовного дела. В полицию обратился 40-летний альметьевец. Он желал заработать деньги, а в итоге обогатил аферистов.
История началась с того, что мужчина нашёл в интернете предложение о заработке. Перейдя по ссылке, он попал на сайт финансовой платформы, прошёл регистрацию. Затем с ним связался неизвестный. Он объяснил, как создать инвестиционный счёт. На него будущий потерпевший перечислил больше 3 млн 700 тысяч рублей. Эти деньги он взял в кредит. Чуть позже горе-инвестор решил снять заработанные деньги и вернуть вложенные. Но вывести их не смог и понял, что стал жертвой афёры, о чём и сообщил в полицию.
Скорая помощь и другие способы борьбы
В прошлом году мошенники украли у клиентов российских банков 15,8 миллиарда рублей.
Учреждения смогли вернуть жертвам всего 8,7% этой суммы, но в целом объём предотвращённых мошеннических операций в разы больше состоявшихся – 5,8 триллиона рублей.
А один из банков запустил сервис «скорой психологической помощи»: его сотрудники приезжают на дом к находящимся в «трансе» клиентам, которые не верят настоящим банковским работникам и не хотят отменять сомнительные операции по переводу своих денег мошенникам, даже когда их предупреждают об этом по телефону.
По статистике организации, ежемесячно специалисты проводят до трёх тысяч встреч с клиентами, которые подверглись психологическому воздействию. Этот сервис работает по всей России.
Таня ШАМБЕР,
Тимур ТУМАНОВ
«Знамя труда», № 7 от 21.02.2024 г.
Комментарии