В Альметьевском районе проживают представители многих этносов, бережно хранящих свою культуру. Большую часть обычаев удалось сберечь и потомкам мордовских крестьян, поселившихся на территории Верхнеакташского сельского поселения в XVIII веке. К Году национальных культур и традиций об их народных особенностях рассказал краевед, заслуженный учитель РТ, кандидат педагогических наук Иван Рябов.
Религиозные праздники – в особом почёте
Судя по информации Ивана Рябова, для эрзян характерно смешение элементов православия и язычества. Они с большим трепетом относятся к христианским праздникам. Наиболее значимым для сельчан является Покров Пресвятой Богородицы, отмечаемый 14 октября.
– В этот день пекли крестообразные лепёшки. Помню, что в них запекали какой-либо предмет: зерно, монетку, щепку и т.п. По предмету, который попадался, определяли судьбу, – рассказывает Иван Рябов.
Празднуют верхнеакташцы праздник иконы Казанской Божией Матери 4 ноября. В этот день у кого есть возможность, едут на службу в Казань. В самом селе жители готовят квас и брагу, стряпают пироги с вишней, яблоками или калиной, круглые и прямоугольные лепёшки, пирожки на воде из субпродуктов заколотых свиней.
Также в селе отмечают день памяти Святителя Николая Чудотворца 19 декабря. Местные жители молятся ему о воспитании детей, мире в семье, избавлении от нищеты и бедности.
Широко празднуются Рождество и Крещение. Накануне первого сельчане едят сочиво, готовят обереги «Матря Патя» – считается, что они дарят благополучие и достаток. Также в Сочельник традиционно проводится «Коляда».
– 6 января молодёжь наряжается, ходит по селу, поёт песни, свистит и заходит в дома, где в окнах горит свет, с пожеланиями хорошего урожая, а также словами: «Каляда! Бабам пансь каляда! (Бабушка испекла коляду). Каляда! Неси – не тряси! Каляда! Подай – не ломай!», – рассказывала жительница Верхнего Акташа труженица тыла Анна Рузанова.
После кричалок хозяева складывают в мешочки колядующих угощения. Уходят гости с добрыми пожеланиями. Помимо этого, в доме и во дворе они рассыпают пшено и рис для достатка хозяев. В Рождественский же день девушки собираются в клубе, чтобы погадать на суженого.
На Крещение большинство жителей села идёт в церковь, набирает святую воду в храмах и родниках. Утром на дверях домов, сараев, построек мелом рисуют кресты.
Ещё одним из важнейших для верхнеакташцев праздников является Пасха. К Светлому Воскресению они убираются в избах. В каждом доме пекут ватрушки, красят яйца. Люди поздравляют друг друга, целуются и христосуются, а молодёжь веселится: играет на гармошках и балалайках, катает крашеные яйца на горе.
Красочно отмечают в селе Троицу.
– Этот день связан с почитанием растений: дома и церкви украшали берёзовыми букетами, сейчас дети делают поделки из веток, девушки плетут венки, – делится Иван Рябов.
Отмечают на селе и августовские спасы – Умарь спас. На празднике выступает местный ансамбль «Мастор Ягида», дети изготавливают поделки, изучают мордовские игры, участвуют в викторине по экологии и знанию народных традиций.
Проводы зимы
Холодное время года эрзяне провожают Масленицей: пекут блины, крендели, сдобные орешки, пирожки, жарят мясо, пьют квас. Провожая зиму, сельчане устраивают массовые гуляния: играют на гармошке, поют хором, пляшут. Молодёжь меряется силами, устраивает игры.
Семейно-бытовые обряды
Очень богаты и разнообразны эрзянские семейные традиции. Свадьба, например, включает в себя несколько этапов, знакомых почти каждому: сватовство, выкуп, благословение родителей.
На второй день после свадьбы жену приобщают к роду супруга: её ведут к роднику или колодцу, где она набирает воду, которую впоследствии дома пьёт в сыром виде, использует для заварки чая или даёт животным. Приглашённые наряжаются в медведя, врача, цыганку – начинается театрализованное представление, где каждый гость показывает творческие номера. Прохожих угощают напитками и сладостями.
Следующий этап в жизни семьи – рождение ребёнка. Его появление на свет сопровождают родильные обряды: повитуха совершает моление в честь покровительницы деторождения Ведь-авы. Специальные обряды проводятся и при появлении первых зубов, первых шагах малыша, стрижке волос, крестинах.
До нашего времени дошли отдельные элементы обрядов, связанных с проводами в армию. Когда парень получает повестку из военкомата, родственники определяют день и место прощания с близкими, куда приглашают призывника с родителями. Жители старшего поколения поют старинные песни, старожилы дают наказы. В дорогу солдата провожают песнями под гармошку.
Ну а похороны проходят в селе по канонам христианской веры.
День медведя
Работники культуры села каждое лето проводят праздник Овтонь чи – День медведя. Мордовцы верили, что он – прародитель всех людей. Этот зверь встречается во многих мордовских сказках и мифах.
Косолапый олицетворяет собой символ мудрости, жизненных благ, положительных качеств человека. Для роли медведя на празднике с помощью игр выбирают сильного, ловкого и умелого юношу.
В «Силе богатырской» претендентам нужно поднять больше всех один конец бревна. В игре «Самый ловкий» игроки одновременно прыгают через веревку, которую для победы нужно ни разу не задеть. В конкурсе «Ум да разум надоумят сразу» участников ожидают эрзянские загадки на логику.
Победителя девушки с помощью берёзовых веток наряжают в медведя под песню «Пизёлонь киргашат» от ансамбля «Мастор Ягида». Затем медведь вместе с девушками ходит вдоль торговых рядов и участников, чтобы избавить их от нечистой силы, злых духов и колдунов. После начинается хоровод под песню «Велинем».
В завершение обряда все желающие «снимают» с медведя «шубу». Веточки бросают в воду. Вместе с ними, по поверью, уплывут все болезни и несчастья.
Фото: предоставлены И. Рябовым
«Знамя труда», № 11 от 24 марта 2023 г.
Комментарии