Коллектив этнической музыки был создан два года назад с целью сохранения и популяризации уникального музыкального наследия Поволжья.


Основанный компанией «Татнефть», ансамбль ставит своей задачей возродить культурные традиции через аутентичное исполнение произведений и использование старинных музыкальных инструментов.
Ансамбль базируется в общественном центре «Алмет», на выставке тюркских музыкальных инструментов, которая в настоящее время является крупнейшим в России собранием старинных артефактов. Коллектив не только знакомит зрителей с уникальными произведениями народов Поволжья, но и активно работает над популяризацией многовекового опыта и исторической памяти, передаваемой через музыку.
Одна из самых значимых программ ансамбля – «Удивительные истории Великой Булгарии», которая выпущена в 2022 году. Она основана на материалах, собранных в ходе экспедиций по более чем 220 деревням Татарстана и соседних областей. В ней воссоздаются забытые музыкально-поэтические произведения, рассказывающие о становлении культуры и искусства Булгарии, а также о ее столице, перенесенной в Казань, и событиях позднего Средневековья. Программа получила признание профессиональных критиков и стала победителем Российской премии этнической музыки Russian World Music Awards* («Российские мировые музыкальные награды») в номинации «Лучший аутентичный проект» 2022 года.

Новое творение ансамбля, альбом и концертная программа «Гаярь Джанай», выпущенные в 2024 году, рассказывают о жизни Гаярь Джанай – легендарной женщины XVIII века, которая стала символом героизма и духовного преображения. Программа включает 16 композиций, которые объединяют исторические, лирические и эпические повествования о жизни этой выдающейся личности.
История ансамбля «Кадим Алмет» неразрывно связана с открытием выставки тюркских музыкальных инструментов в 2020 году. На выставке представлена крупнейшая в России коллекция, включающая более 100 музыкальных инструментов, которые когда-то были неотъемлемой частью культурной жизни народов Поволжья и других регионов. Эти инструменты, многие из которых были утрачены, возвращаются в культурное сознание благодаря вниманию, что уделяется их изучению и восстановлению.
– Особенность нашей выставки в том, что все инструменты в открытом доступе. Во время экскурсии гиды-экскурсоводы не только рассказывают о музыкальных инструментах и их истории, но и показывают их звучание. В конце экскурсии наши гости могут попробовать поиграть на понравившемся инструменте, – поделилась заместитель руководителя выставки музыкальных инструментов и гид-экскурсовод Людмила Джалилова.
Также она отмечает, что одним из важных аспектов работы выставки является разрушение мифов о бедности музыкальной культуры татарского народа. Исторически сложилось мнение, что татарская музыкальная культура не обладала разнообразием инструментов, но экспонаты выставки и научные исследования, проведенные в рамках проекта, опровергают это утверждение. С помощью экспедиционных работ, в основном по юго-востоку Татарстана, и больших исследовательских усилий удалось собрать и восстановить множество забытых инструментов и музыкальных произведений.
Одним из ключевых направлений работы выставки является возрождение интереса к игре на народных инструментах, и эта миссия активно реализуется компанией «Татнефть». В рамках экспозиции проводятся не только экскурсии, но и музыкальные занятия для детей. Здесь, на базе выставки, создаются детские коллективы, где юные музыканты обучаются игре на традиционных инструментах, таких как курай, саз, даф и многих других.

Одним из наиболее значимых проектов, связанных с выставкой, стал ансамбль «Кадим Алмет», который был создан для популяризации этнической музыки и возрождения забытых традиций. Название ансамбля предложил научный руководитель проекта Геннадий Макаров. Он отметил, что Альметьевск и юго-восток Татарстана имеют уникальную культурную идентичность. «Кадим» в переводе с татарского означает «старый» или «старинный».
– В контексте активно развивающегося города название могло бы показаться несколько консервативным. Однако учитывая, что ансамбль работает с историей, поднимает забытые традиции и исследует культурные пласты, это название оказалось символичным и точным, – рассказал руководитель проектов в области культуры и сохранения наследия БФ «Татнефть» Павел Корчагин.
Путь в мир этнической музыки Зульфии Гавриловой, гида-экскурсовода выставки тюркских музыкальных инструментов и участницы ансамбля «Кадим Алмет», начался с работы на выставке. Она пришла в проект, чтобы делиться знаниями о старинных инструментах и их роли в культуре народов Поволжья. Однако чем глубже она погружалась в историю, тем больше её привлекала музыка. Судьба связала её не только с историей, но и с пением. Так она стала участницей ансамбля.
– В программе «Гаярь Джанай» я исполняю роль самой Джанай – женщины, которая оставила яркий след в истории Поволжья 18 века. Она была волевой и решительной, известной своей деятельностью на Оренбургском тракте, где с подельниками грабила торговые караваны и делилась добычей с бедняками. Её история не является вымышленной – она основана на реальных событиях. Джанай была не просто разбойницей, но и символом борьбы за справедливость. Её жизнь сочетала в себе героизм, борьбу за права бедных и предприимчивость, – поделилась Зульфия Гаврилова.
* «Рашн ворлд мьюзик эвордс»
Эльвина Яхина.
Фото: Эльвина Яхина.
«Знамя труда», № 51 от 27.12.2024 г.
Комментарии