Эксперты выделяют несколько основных проблем современного подхода к подготовке кадров в образовательных учреждениях.
Эксперты выделяют несколько основных проблем современного подхода к подготовке кадров в образовательных учреждениях: от устаревших программ до мотивации учащихся. Своим мнением на процесс формирования артистов поделился Святослав Голубенко. Первый проректор легендарной «Гнесинки» дал в Альметьевске открытый урок и поговорил с собравшимися о будущем отрасли.
Есть проблема. Где решение?
Современные реалии обнажали ряд проблем в образовательном процессе. Заметнее они, если рассматривать отдельные, узкие его сферы. Например, среднее профессиональное и специальное образование. А еще есть образование высшее. И, по мнению экспертов, актуальны они и для направления «Культура и искусство».
Среди наиболее острых:
- несоответствие программ современным реалиям,
- недостаточное оснащение,
- низкий уровень зарплат преподавателей,
- устаревшая материально-техническая база,
- снижение государственного финансирования,
- коммерциализация образования,
- высокая конкуренция на рынке труда,
- ослабление роли детских школ искусств.
Дискуссия
Свой взгляд на проблему и решение есть у Святослава Голубенко. Первый проректор Российской академии музыки имени Гнесиных накануне прибыл в Альметьевск не только обсудить ситуацию в отрасли, но и дать мастер-класс по классу флейты.
– В системе образования, не только музыкального, тенденция сложилась. Связана она с ускорением ритма жизни: педагогам нужно как можно лучшее адаптировать учеников, студентов и как можно быстрее ввести их в профессию. При этом музыкальное образование, музыкальная профессия – это всегда большая сложность, здесь не получится прийти, получить пару уроков и тут же начать играть, так не бывает. Нужны усилия, – подчеркнул Святослав Голубенко.
По мнению других экспертов от искусства, музыкальное образование сродни медицинскому, а если смотреть шире, то и в любой другой сфере не заканчивается после выпуска из учебного заведения.
– Сейчас все острее встает необходимость использовать современные методы образования. В том числе тогда, когда мы говорим о каких-то новых тенденциях, надо уметь играть и музыку разных эпох, и музыку современных композиторов, и взаимодействовать в разных жанрах, уметь себя показывать. Это то, что нужно успевать за время обучения. Чтобы тот, кто оканчивает вуз, непосредственно потом выходил классным специалистом, который не просто будет готов играть или петь то, чему научился, но и действительно станет полноценно сформированной личностью с профессиональными качествами. Вот это, по моему мнению, главное, что сейчас требуется от любого музыканта и вообще человека любой профессии. Сегодня недостаточно быть узким специалистом. Нужно всегда стремиться к тому, чтобы твои знания были широкими и охватывали даже смежные сферы твоей профессии, – дополнил Святослав Голубенко.
Российская академия музыки имени Гнесиных, в народе просто «Гнесинка», считается одним из лучших профильных вузов страны. По итогам прошлого года она заняла седьмое место среди высших учебных заведений по музыкальному образованию, десятое место в рейтинге лучших вузов для исполнительского искусства (музыка, балет, театр). Вместе с тем начинающему талантливому исполнителю попасть туда вполне возможно.
– Для нас, всех педагогов академии музыки имени Гнесиных, актуальны поездки по городам России. Это обязательная часть нашей жизни. Недостаточно просто заниматься преподаванием в вузе, нужно обязательно ездить, смотреть, общаться с нашими возможными абитуриентами. В Российской академии музыки большинство обучающихся, примерно 70%, – это те, кто приехал из самых разных уголков нашей страны, из маленьких городов и поселков. Это я говорю на тот случай, чтобы никто не думал, что у нас учатся только москвичи или те, кто окончил московские школы и училища. Ничего подобного, – заключил проректор.
В нефтяную столицу Святослав Голубенко прибыл не с пустыми руками. У него богатая коллекция нот, он подарил их музыкальным образовательным учреждениям города.
Во второй части встречи музыкант провел урок игры на флейте, где послушал каждого ученика и дал полезные советы, которые могут помочь им в дальнейшем.
Провожали гостя с соблюдением татарских традиций гостеприимства. Рамиль Садриев, директор ДК «Нефтьче», в свою очередь подарил гостю книгу о городе и главное татарское лакомство – чак-чак.
Персона
Путь Святослава в мир музыки начался с детства. В становлении музыканта большую роль сыграла семья. Он играл на флейте и фортепьяно, но первая стала главным его инструментом, определившим его карьеру. Святослав Голубенко прошел долгий путь от талантливого студента до признанного мастера своего инструмента, а также активного деятеля искусства, сочетающего творчество с исследовательской работой и педагогической деятельностью.
Большое влияние на будущее Святослава и становление его как кандидата искусствоведения оказала творческая поездка в Смоленскую область после окончания консерватории. Там он услышал историю, по которой в дальнейшем и началось написание диссертации. Кропотливый труд, активный поиск данных, архивных источников и общение с профессорами – все это стало отправной точкой в написании и защите научного труда на тему «Московская консерватория в предвоенный период и в первые годы Великой Отечественной войны».
В фокусе
А теперь раскроем суть проблем, о которых упомянули в самом начале.
- Несоответствие образовательных программ современным реалиям. Существующие методички не успевают за изменениями в современном обществе, что требует их пересмотра.
- Снижение мотивации к учебе у студентов. Этот пункт напрямую вытекает из предыдущего. Низкая заинтересованность студентов может быть связана с неинтересными занятиями и общей системой образования.
- Некомпетентность и низкая мотивация преподавателей. Кадровый голод пробудился и в учреждениях образования культурной сферы. Нехватка квалифицированных преподавателей сегодня – большая проблема. Кузницей педагогических кадров зачастую выступают сами учебные заведения. К примеру, новое поколение преподавателей Альметьевского музыкального колледжа почти полностью состоит из его же выпускников.
- Несоответствие зарплат преподавателей уровню их квалификации. Расхождение между ожиданием и реальностью приводит к оттоку ценных кадров из госучреждений в частные, в целом – к снижению общего уровня преподавания.
- Недостаточное финансирование. Снижение поступлений финансов на культуру и искусство влияет на все аспекты сферы, включая образование.
- Устаревшая материально-техническая база. Учреждения культуры и искусства испытывают нехватку современного оборудования, что ограничивает возможности для обучения. В Альметьевске с оснащением помогают многочисленные соцпрограммы от правительства республики и нефтяников.
- Высокая конкуренция на рынке труда. Рынок труда не создает высокого спроса на специалистов художественного профиля, что затрудняет их трудоустройство. В прошлом номере мы обсуждали, приводили статистику и оценку экспертов: в сегменте креативной индустрии конкуренция среди соискателей наиболее высокая.
- Коммерциализация образования. Жажда прибыли в итоге приводит к снижению качества образования и искажению изначальной цели.
Тимур Туманов.
Фото: Дина Шагиева.
Увидели или узнали что-то интересное? Сообщите об этом журналистам ЮВТ-24: almet-tv@mail.ru или + 7 917 255 40 26
►Узнавайте все новости первыми – подпишитесь на телеграм-канал ЮВТ-24!
Комментарии