Работают и днём, и ночью. 24 часа на связи. Спасают тех, кто оказался в безвыходной ситуации. Это о тех, к кому обращаются люди, застрявшие между этажами. В лифтовую службу звонят и с требованием починить подъёмник, когда тот выходит из строя и жителям приходится подниматься по лестнице пешим ходом.
В Альметьевске примерно сотня тех, кого обобщённо называют лифтовиками. Это механики, диспетчеры, административный персонал – в городе 4 организации, обслуживающие лифтовое хозяйство. В одну из них мы пришли, чтобы познакомиться поближе с работой лифтовиков. Экскурсию по отделам провёл главный инженер Андрей Петрушин.
Сердце предприятия – диспетчерская. Сидящая в кресле женщина смотрит в три монитора, на экран смартфона и периодически отвечает на звонки на стационарный телефон. В день на двух диспетчеров – дневного и ночного – приходится до 25 вызовов.
Марина Анатольевна с телефоном у уха, сверяясь с данными на экране, принимает коммерческую заявку. На мониторах прямоугольники, поделенные на цветные квадраты. Что это дома и лифты в них, можно сказать только присмотревшись к названиям улиц и номерам, которыми подписаны геометрические фигуры.
– Вот смотрите, покажу на примере третьей поликлиники. Это количество лифтов – тут их три, – объясняет дневной диспетчер и инженер-сметчик Марина Якупова. – Вот один лифт, второй и третий. Видим, как человек приехал, выходит, заходит, поехал. В этом плане динамика и диспетчеризация нам здорово помогают.
Марина Якупова за пультом шесть лет. Теперь, говоря молодёжным языком, пранки в диспетчерскую приходят нечасто. Розыгрыши и хулиганства в основном такие: выйти на связь, помолчать в микрофон и, хихикая, выбежать из кабины. А проблемные дома не зависят от жильцов, они касаются напрямую состояния лифтов.
– Чем старше лифт, то есть дом, тем больше и заявок. Есть релейные лифты. Это дома Ленина, 106, 108, в этом году они уже под замену. Вот оттуда больше заявок приходит. Почему лифты часто застревают: зимой забиваются пороги и двери не до конца закрываются. На устранение мелких поломок нам по нормативам даётся 30 минут. Если что-то серьёзнее, то час. И если уже капитальная неисправность, то до суток. Но в любом случае людей из лифта мы должны достать за полчаса, – рассказала Марина Якупова.
И эти полчаса для тех, кто находится внутри остановившейся кабины, иногда тянутся вечность. Многие испытывают страх, нервничают, с нетерпением ожидая помощи. Застревают в лифте и дети, и пожилые люди, для которых эта ситуация становится серьёзным стрессом. Специалисты это понимают и стараются укладываться в норматив.
Пока мы беседуем, поступает вызов. Бригаду механиков вызвали к дому № 142 на улице Шевченко. Мы едем за бригадой по адресу. Успеваем за 15 минут, даже с учётом того, что наша машина отстала. На месте ремонтники уже выяснили причину.
– Ложный вызов оказался, – встречает нас этими словами электромеханик Евгений Логинов. – Такое случается. Чтобы лифт быстрее запустили, специально говорят, что застряли люди – аварийная служба должна приехать быстрее.
Но раз бригада на месте, то это повод для планового обхода. Сначала мастера поднимаются в машинное помещение, которое на жаргоне ласково называют «машинка». Там проверяют напряжение в сети, состояние проводки. Потом, удостоверившись, что всё в порядке, один из механиков спускается на последний этаж отрегулировать датчик открывания кабины.
– Я в лифтовом деле уже десять лет, – рассказывает по пути Евгений, – и ни разу ещё не пожалел о выборе профессии. Привела меня сюда любовь к электрике, электронике. Нравится общение с людьми. Но в нашу сферу немногие готовы прийти, здесь же ещё высота, кто-то боится.
Евгений Логинов начинал сварщиком. Он окончил тогда ещё профессиональное училище № 65, ушёл в армию. А когда вернулся, друг предложил работу на стройке дома. Евгений долго думать не стал. Так получилось, что он варил конструкции шахты лифта и общался с механиками и электриками, которые должны были эти лифты запускать. Тогда и решил, что станет лифтовым механиком. Прошёл курс подготовки в кадровом центре и закреплял навыки на работе каждый день.
– У нас кадровый дефицит последние лет десять. Вроде как все работу ищут, не могут найти, а мы ищем работников, найти не можем, – рассказывает главный инженер «Альметьевск-Лифт» Андрей Петрушин. – Обучение электромехаников прекратилось ещё в Советском Союзе. Сейчас дорабатывают свой ресурс те, кто учился последними. Это что касается механиков. С диспетчерами тоже сложно, вот у нас Марина Анатольевна вообще инженер-сметчик, она же и дневной диспетчер.
В диспетчерской на стене рядом с отраслевыми наградами висит список сотрудников с надписью «С днём рождения!». Символично родившихся в профессиональный праздник – 1 февраля – среди работников не оказалось. Максимально близкий к дате именинник – Евгений. Его день рождения четвёртого числа.
– Среди них у нас только 12 механиков, – подмечает Андрей Петрушин. – Нам трудно найти готовых специалистов и уж тем более переманить. Берём из смежных отраслей: электриков и киповцев. Основная часть обучения приходится непосредственно на производство. А хороший электрик сидит на приличной зарплате, и его особо не выдернешь. Новые люди появляются, когда кто-то, например, переезжает в наш город.
Андрей Петрушин добавляет: большую роль играет дефицит бюджета. За десять лет инфляцию отрасль ощутила в убытках в 20-30% от прошлой выручки. В текущий тариф входят и зарплата механика, инженерно-технических работников, и запчасти, страховка, курсы повышения квалификации.
День работников лифтового хозяйства – неофициальный праздник. 1 февраля 1949 года вышло в свет Постановление Совета Министров СССР «Об организации производства лифтов». Эту дату и выбрали лифтовики в качестве профессионального праздника ещё в советское время. Но праздник широко не освещается, о нём мало кто знает. Потому и поздравления сотрудники сферы получают не часто. А ведь без них и их работы жизнь была бы гораздо менее комфортной.
Тимур Туманов
Комментарии