Как учить студентов, чтобы работодатели не встречали их этой фразой – разобрали на форуме педагогов.
Вызовы, которые возникают перед системой, как говорят сами педагоги, озвучивают в первую очередь работодатели. У производственников, и не только, кадровый голод, острая нехватка рабочих рук. Помочь решить задачу дефицита как раз и должны средние профессиональные и специальные учебные заведения.
На базе Альметьевского политехнического техникума 20 апреля прошёл форум «Современное профессиональное образование: проблемы, пути решения и перспективы подготовки по общеобразовательным дисциплинам с учётом профессиональной направленности». В форуме приняли участие 124 педагога и студенты 1-4 курсов из 22 профессиональных образовательных организаций Татарстана.
Нет времени объяснять
На деле получается не то что применять, а просто озвучивать стереотип прошлой эпохи просто нет времени. Больше всего вакансий, по статистике Альметьевского центра занятости, предоставляют нефтяники. Они же главные потребители кадрового потенциала политехнического техникума.
– Сколько раз мы уже слышали эту фразу: «Забудь всё, чему тебя учили»? Это, коллеги, то, чего современный работодатель не может или не хочет себе позволять. Подготовка специалистов, которые сразу могут приступить к работе, в первый же день, – наш самый большой вызов на сегодня, – озвучил актуальные задачи директор Альметьевского политехнического техникума Ильдар Багманов.
На образовательный форум в Альметьевский политехнический техникум съехались студенты и педагоги почти со всей республики. И пока первые разошлись по кабинетам – точкам активности, вторые остались разбирать проблемы, пути их решения и перспективы профессионального образования.
Большая тройка «нефтянки» ежегодно забирает львиную долю выпускников политеха. «Татнефть», «Таграс» и «Шешмаойл» могут обеспечить рабочими местами до 80% выпускников. А в год их бывает до 500 человек. Правда, перед этим человек 300 сходит на службу в армию. Чтобы заезженные фразы производственники на местах не повторяли вчерашним выпускникам, нужно готовить кадры вместе. В идеале – с первых дней.
– Выпускники, не подготовленные к реальному производству, да и к жизни в целом – основная претензия, которую работодатели предъявляют любому учебному заведению. Особенно профессиональному. С начала этого учебного года мы пересмотрели и продолжаем пересматривать все планы, программы с учётом рекомендаций работодателей. Всю практическую часть обучения, которую студенты должны освоить, они будут проходить на базе наших работодателей, – прокомментировал Ильдар Багманов.
Переоформление может затронуть и английский язык. Именно на нём держится IT-сфера. Все современные языки программирования говорят именно на нём.
Когда спикеры форума закончили с докладами, настала очередь обсудить наболевшее.
– Студенты часто говорят: «А почему мы не переходим к профессии?» Для них это очень важно, – высказалась преподаватель английского языка Миляуша Миндубаева.
Миляуша Миндубаева считается молодым специалистом. В Альметьевском политехническом техникуме она преподаёт всего два года. До этого пять лет учила иностранным языкам школьников. И пусть студенты средних учебных заведений – это по сути те же самые 10- и 11-классники, мотивация у них совсем другая.
– Разница между ними, конечно, есть. Студенты уже точно знают, что они хотят быстрее встать в строй, получить специальность, потом работу и уже начать зарабатывать деньги. Поэтому от них с первого курса поступает запрос на изучение спецлексики. Для них это непонятно, зачем они вообще сюда пришли. Почему нет лексики, связанной с профессией. Или она есть, но её очень мало. Им это кажется простой потерей своего драгоценного времени, – поделилась Миляуша Миндубаева.
Английский язык в учебной программе студентов политехнического техникума преподаётся с первого курса до последнего. Но спецлексика начинается только на двух последних. Миляуша считает, что первый курс обучения удовлетворяет основную потребность в языке. И если у студентов есть потребность, то с профессиональным разделом языка можно знакомить и раньше. Но добавляет, базу иностранного языка надо оставить для общего развития. Потому что с иностранными специалистами можно и нужно говорить не только о работе.
За нами будущее
Пока педагоги совещались в других аудиториях, одна часть студентов отвечала на вопросы олимпиады по астрономии, а кто-то защищал свои проекты на площадке «Поколение будущего».
Проектную деятельность как отдельную дисциплину начинают преподавать ещё в школе. По ней сдают своеобразные экзамены, в средних учебных заведениях практику подхватили. Чтобы на вчерашних школьников не валилось всё новое как снег на голову, Союз студенческой молодёжи взял это дело на контроль. Активисты разработали свою программу внедрения в среду. Участие обязательное, но задания несложные.
– Могу привести пример проектной истории – «Письмо на фронт». Нужно было рассказать о своём родственнике, который принимал участие в Великой Отечественной войне. Ему нужно было написать письмо в прошлое с новостями из будущего. Или если из повседневности, это подготовка к исследовательским работам, как правильно оформлять титульник, как правильно вести саму работу, – объяснил студент АПТ Павел Маврин.
Павел – модератор площадки «Поколение будущего». Сейчас он без пяти минут выпускник, будущий программист. И он прекрасно помнит своё первое сентября: пары вместо уроков, незнакомый коллектив и дисциплины, курсовые, исследовательские и в конце дипломная работа. Студенты-активисты против эмоционального выгорания своих коллег и за их скорейшую адаптацию к новым реалиям.
И от этого не в последнюю очередь зависит, получит ли работодатель своего высококвалифицированного, готового трудиться с первого дня специалиста.
Комментарии