Есть такая страница в истории жизни одного из старейшин Миннибаевского газоперерабатывающего завода, отличника нефтяной и газовой промышленности СССР. 1 мая этого года жителю Альметьевска Хаджи Ахметовичу Валееву исполняется 90 лет.
Хотя в документах он записан октябрьским. В 30-е годы прошлого столетия семьи в основном были многодетные. Новорождённые слабенькие, еды не хватало, родителям работать приходилось много. Поэтому большинство детишек записывали в сельсоветах через полгода – если выживет. Хаджи был восьмым, выжил и свидетельство о рождении получил в октябре 1933 года.
1952-1954 гг., 1957-1958 гг. – помощник бурильщика конторы бурения № 2 треста «Альметьевбурнефть», 1961-1964 гг. – старший лаборант, преподаватель ТВФ МИНХиГП, 1964-1974 гг. – начальник конструкторской лаборатории, руководитель группы механического отдела ЦНИЛ производственного объединения «Татнефть», 1974-1982 гг. – механик компрессорного цеха № 4, секретарь парткома Миннибаевского газоперерабатывающего завода, 1982-1983 гг. – заместитель начальника управления магистрального продуктопровода, 1983-1994 гг. – заместитель главного инженера по новой технике, директор Учебно-курсового комбината Миннибаевского газоперерабатывающего завода, 1999-2004 гг. – инженер инженерного центра «Татнефти».
Это трудовая биография Хаджи Ахметовича Валеева. Когда я пришла на завод, Хаджи Ахметович работал заместителем главного инженера по новой технике. А его кабинет находился рядом с редакционным. Сотрудники газеты много рассказывали о Хаджи Ахметовиче в пору, когда он возглавлял партком завода, очень тепло отзывались, говоря, какую помощь и поддержку он оказывал, подчеркивали, что к нему можно подойти с любым вопросом, и он всегда поможет. И я действительно в этом убедилась. Спокойный, с внимательным взглядом, он всегда подробно разъяснял всё, что меня интересовало.
В 90-е, когда обратили внимание на изучение татарского языка, на предприятия стали приглашать специалистов для преподавания. Нас же обучал татарскому Хаджи Ахметович. Тогда мы узнали, что он ещё знает и арабский. Тетрадки с конспектами его лекций у меня хранятся до сих пор. Насколько всё чётко и основательно он объяснял! Он учил нас академическому татарскому!
Но о многогранной его личности я знала далеко не всё. И только проект «Татнефти» «Историю вершат люди» позволил более подробно вникнуть в его и студенческую, и трудовую биографию. Вот несколько эпизодов из его воспоминаний.
– Я родился в городе Абдулино Оренбургской области, – вспоминает Хаджи Ахметович. – Окончил нефтепромысловый техникум в городе Бугуруслане, и был направлен на работу в Альметьевск. Когда я приехал, здесь было село Альметьево. Работал в бурении бурильщиком. Грамоты получал, поступил учиться в нефтяной институт, вечерний татарский факультет на механика. Однажды меня прямо с лекции приглашает декан и говорит: «Валеев, ты же бурильщик?». «Да». «Ты же бурение знаешь хорошо?». Опять отвечаю утвердительно. Декан: «Нужно срочно создать три лаборатории по бурению в нашем институте, нужен человек, который знает бурение от А до Я. Это ты! Давай, возглавляй это дело».
Вот так мне пришлось уйти из бурения. Перешёл работать в штат института, где мы создали три лаборатории, даже крелиусную установку в подвале поставили. Сделали большие лаборатории.
Окончил институт, защитил диплом. Мой дипломный проект в 1967 году получил патент как изобретение. У меня даже есть авторское свидетельство... Также я в институте преподавал. После этого меня пригласили работать в центральную научно-исследовательскую лабораторию объединения «Татнефть», где я руководил конструкторским бюро. За разработки меня наградили орденом Трудового Красного Знамени.
Не могу оставить этот факт без комментария. Хочу спросить сотрудников, студентов нашего нефтяного: записано ли такое знаковое событие в историю института? Да и есть ли ещё студенты нефтяного, дипломные проекты которых получили статус «изобретение»?
А теперь снова слово Хаджи Ахметовичу:
– После этого меня пригласили на газоперерабатывающий завод. Директор завода Камалов Каниф Салихович – мой студент, я ему преподавал в институте. Пришёл, а здесь, оказывается, ещё мои студенты – Клейнман Юлий Борухович, Байкеев Ралиф Кутдусович, главный метролог, Хаков Миргазян Сагитович – главный энергетик и другие. В общем, приняли меня как в родную семью. Проработал механиком в компрессорной № 4 старшим механиком. Пускали мы чешские огромные компрессоры. Усовершенствовали их.
Через некоторое время меня избрали секретарём парткома, семь лет проработал на этой должности. Тогда завод гремел по всему Советскому Союзу. Это был самый крупный завод, поставщик кадров для всей газопереработки страны. Мне приходилось бывать во многих уголках СССР, где была газопереработка: у нас, у заводчан, взаимоконтроль. Нас контролировали, я тоже ездил как специалист.
Задействованы были все мощности завода. Завод гремел! Гремел он и фигурально, и на самом деле. Гремел на весь союз как передовой завод. Десятки раз мы получали переходящие Красные знамёна и награды заводчанам. Ездил я за ними в Казань. Привозил, а потом приезжал представитель министерства и вручал людям нашим эти награды. Их давали вместе с переходящим Красным знаменем. Ордена-медали остаются, а знамя переходит. А мы подряд получали эти Красные знамёна, и нам оставляли их на вечное хранение. В одно из таких памятных событий и меня наградили орденом «Знак почёта».
Затем шесть лет проработал замом главного инженера и вышел на пенсию, но не ушёл, начал преподавать на нашем учебно-курсовом комбинате. Заводские помнят хорошо, как я их учил. Они говорили: «Хаджи Ахметович, вы всё разжевали, только остаётся проглотить». Так я ещё шесть лет проработал директором учебно-курсового комбината.
Именно в это время Хаджи Ахметович и пригодился в соответствии с требованиями времени как преподаватель не только технических дисциплин, но и татарского языка.
Это человек с активной жизненной позицией. Он постоянно в курсе всех событий. Сотрудники городской «Знамёнки» знают его и как активного многолетнего подписчика. Последние годы он сам приходит за свежим номером в редакцию. Его можно встретить во время прогулок по каскаду прудов, вдоль городского озера. Каждой такой встрече он необычайно радуется: «Что-то я давненько вас не видел»… И так тепло, так светло становится на душе от этих простых слов, как будто встретил самого дорогого своего родственника. Да, скорее всего, это именно так. Ведь заводское братство – самое ценное для нас, заводчан, богатство.
Фото предоставлены автором
«Знамя труда», № 16 от 28.04.2023 г.
Комментарии