Любовь к детям помогла им достичь высоких профессиональных высот и завоевать благодарность учеников.
Три педагога Альметьевска успешно прошли на республиканские этапы всероссийских конкурсов «Учитель года» и «Воспитатель года». Историю своего успеха они рассказали корреспонденту газеты «Знамя труда».
Учитель истории и обществознания школы № 25 Марина Кошлакова завоевала третье место на региональном этапе профессионального конкурса.
В педагогике она уже 21 год и накопила за это время множество методов, инструментов и приёмов обучения и воспитания. За основу же взяла безграничное уважение к своим ученикам. Именно такой пример показывала её любимая учительница Валентина Петровна Самоделова, благодаря которой Марина Евгеньевна с 10 лет начала мечтать о преподавательском поприще.
— Валентина Петровна всегда обращалась к ученикам на «вы», и я переняла её манеру. Она ясно показала, что главный залог успеха — выстроить отношения, основанные на взаимном уважении. Также важно быть честным, искренним и порядочным, потому что дети как фильтры, видят всё. Сначала она была моим любимым учителем, потом — кумиром педагогической деятельности, затем — коллегой. Получается, что педагог сформировал нового педагога, — поделилась Марина Кошлакова.
Обладательница призового места также рассказала, что участвовала в конкурсе впервые, хотя давно о нём слышала. Не хватало смелости и решительности. Но в этом году к ней подошёл заместитель директора и твёрдо сказал: «Марина Евгеньевна, пора!». Так началась усиленная работа по подготовке. По словам учителя, переход от этапа к этапу — это не одиночная победа, а результат труда целой команды педагогов. Даже если есть свои методические наработки, всё равно нужно, чтобы кто-то послушал со стороны, посмотрел, как можно откорректировать подачу. На региональном этапе выступили очень достойные, сильные специалисты и здесь было важно не поддаться соблазну усомниться в себе. Многие сходят с дистанции только потому, что теряют уверенность. Приехала же Марина Кошлакова с массой впечатлений и огромным багажом новых знаний. В процессе конкурса она увидела их множество и всё записала, чтобы использовать в работе. Однако и ей было что показать другим.
На своих занятиях Марина Евгеньевна не только оперирует фактами и событиями, но и обучает детей отличать вымысел от правды. Для этого использует свой авторский приём, который называется «Вопросы Киплинга». По примеру стихотворения писателя «Есть у меня шестёрка слуг...» она учит при познании мира задавать хотя бы шесть вопросов: как? почему? кто? что? когда? где? С их помощью проще отсеивать сомнительную информацию и выбрать, чему верить. Этот же метод помогает детям легче усваивать материал, как бы давая им готовый план для запоминания.
По мнению Марины Кошлаковой, ценность учителя в современном мире очень велика, потому что ребята часто недостаточно времени проводят с родителями и нуждаются во взрослом друге и наставнике. Кроме того, педагог должен быть настоящим профессионалом и очень любить детей, быть с ними на одной волне и постоянно учиться новому. Она считает, что поэтому преподаватели никогда не состарятся, у них просто нет на это времени.
Творчество — мой главный метод обучения
В номинации «За творческий подход» республиканского этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» победила учитель начальных классов школы № 20 Аделина Габсалямова.
Её опыт меньше двух лет, однако уже есть собственная успешная методика обучения.
Работу учителя девушка выбрала по рекомендации мамы, которая очень хотела, чтобы в семье появился представитель этой благородной профессии. Кроме того, мудрая родительница уже давно заметила, что целая вереница детей постоянно сопровождает её дочь, где бы она ни появилась.
— Я всегда любила маленьких детей, мне было с ними интересно. А за время работы в школе не просто не разочаровалась в профессии, а поняла, что это моё призвание. Ребята всегда смотрят и слушают с большим вниманием, главное увлечь их в первые 30 секунд урока, и он пройдёт как по маслу, — отметила Аделина Габсалямова.
Молодой специалист поделилась, что когда ей предложили поучаствовать в конкурсе, она сначала очень испугалась. Но её подбодрили и объяснили, что попробовать свои силы ей предстоит в категории «Педагогический дебют». По рассказу Аделины Наилевны, при подготовке ей много помогали коллеги: вместе разрабатывали конспекты уроков и материалы для выступлений.
На мастер-классах и открытых уроках в других школах с незнакомыми людьми Аделине Габсалямовой было волнительно, но она справилась со страхами и успешно прошла на республиканский этап. Несмотря на полное отсутствие практики преподавания у третьеклашек, в Казани учительница решилась провести занятие именно для этой аудитории. По её словам, это стало для неё бесценным опытом, а сам конкурс подогрел желание продолжать работать в школе.
Победу же в номинации «За творческий подход» она объяснила тем, что именно его постоянно использует в процессе обучения.
— Для себя я выбрала методику как бы игрового творчества, которую и показывала на региональном этапе. Например, дала задание ребятам спроектировать свой собственный парк «Здоровье». Они сделали очень подробные зарисовки с пояснениями. Было важно, чтобы дети сами осознавали, почему они решили поставить урну именно в этом месте, для чего здесь нужна скамья и почему там столько деревьев. Так, создавая, ученики усваивают сразу несколько сфер знаний, — добавила Аделина Наилевна.
Аделина Габсалямова считает, что важен каждый шаг учителя, потому что его значение просто нельзя переоценить. Он вкладывает в головы подрастающего поколения основы основ, знания, навыки и умения. От него зависит, каким будет общество будущего, то есть всё и вся.
Я всегда ставлю себя на место ребёнка
Воспитатель по обучению детей татарскому языку в детском саду № 57 Лениза Шириазданова победила в номинации «Цифровые технологии в дошкольном образовании» республиканского профессионального конкурса «Воспитатель года-2022».
В сфере образования работает уже 16 лет, хотя и пришла в неё совершенно случайно.
— Мне бы и хотелось рассказать какую-нибудь романтическую историю начала своего пути, но всё было довольно прозаично. Я просто очень хотела, чтобы моя дочь получала дошкольное образование именно в этом детском саду, поэтому и устроилась сюда на работу. Конечно, сначала было сложно. Однако потом поняла, что это был просто процесс адаптации, включения в работу. Нельзя его путать с реальными трудностями и резким неприятием, которые говорят о неправильно выбранной профессии. Моя проблема на первых порах была в непривычно высоком уровне шума. Дети же никогда не сидят молча. А сейчас его даже не замечаю, — поделилась Лениза Шириазданова.
Однако проза жизни оказалась не так однозначна. В процессе беседы Лениза Рустамовна вспомнила, что в детстве не посещала дошкольное образовательное учреждение и постоянно мечтала туда попасть. Так своеобразно её желание исполнилось. Теперь она уважаемый педагог с собственной педагогической находкой, которую дети обожают.
Дело в том, что на занятиях Ленизы Рустамовны ребята закрепляют татарскую лексику, создавая свои любимые мультфильмы. Таким образом в детском саду появился кружок «Мультстудия», где есть специальное оборудование. Умение работать с цифровыми технологиями воспитатель и показала на конкурсе.
Правда, по её словам, пришлось тщательно переработать программу занятия для детей, которые с таким ещё не сталкивались. Но, к её радости, малыши справились на ура и с огромным удовольствием. А в конце их наградили дипломами знатоков анимации.
Лениза Шириазданова рассказала, что такой подход соединения слуховой памяти со зрительным восприятием и собственным творчеством даёт прекрасные результаты. В частности, она увидела всё увеличивающийся интерес к языку. А мультфильмы можно создавать в рамках любого предмета, ещё и добавить воспитательную линию. Лучшей оценкой разработки воспитатель считает желание детей поскорее вновь посетить её занятия.
Также Лениза Рустамовна отметила, что конкурс стал для неё своеобразной школой жизни, где ей пришлось перебарывать волнение. А на некоторых этапах удалось посмотреть презентации других педагогов, их педагогические находки, что было крайне интересно и познавательно. Она призналась:
— Я сделала для себя множество заметок, которые буду использовать в работе. Когда смотрела, постоянно ловила себя на мысли: это же так эффективно и просто! Как я до этого не додумалась?! Это дало мне понимание, что очень важно педагогам из разных точек страны делиться опытом. Конкурс даёт такую возможность.
По мнению Ленизы Шириаздановой, изучение методики, психологии и прочего, конечно, необходимо, но должен быть ещё и талант по умолчанию. Таких учителей и воспитателей видно сразу, их умение общаться с подрастающим поколением ни с чем нельзя сравнить.
Главный секрет взаимопонимания с воспитанниками — всегда ставить себя на место ребёнка и стараться, чтоб ему было комфортно. Цели и задачи педагогики заключаются в выпуске в мир успешных людей, а успешный человек — это счастливый ребёнок.
Комментарии