Очередной спектакль – часть дипломной работы одной из выпускниц Диляры Галимовой.
Новая постановка посвящена классику русской литературы Николаю Васильевичу Гоголю. Мистицизм, народный колорит и детективные мотивы – эти черты в его творчестве подкупают многих читателей. У создательницы спектакля на постановку ушло чуть больше полугода.
Диляра Галимова – выпускница театрального отделения Альметьевского музколледжа, автор оригинального сценария, режиссёр и постановщик. Когда настало время выпускных экзаменов и дипломной работы, она поняла, о ком будет её спектакль и каким он станет.
– Это биографическое произведение в художественной форме, – рассказывает Диляра. – Я написала сценарий сама – от начала до конца. Сама придумывала этюды, сцены, всё по фактам из жизни. Где-то три месяца у меня ушло на подбор материала. Факты я брала из интернета: биографию Гоголя, воспоминания о родителях, об учёбе в лицее, с кем он учился, с кем общался.
Знакомство с творчеством Николая Васильевича у начинающего драматурга случилось раньше, чем его проходят в школе. С фильмов, которые теперь уже считаются классикой советского кинематографа, и чуть ли не первыми хоррорами Союза.
От «Носа» до «Вия»
Вопреки названию спектакля Гоголь был очень красноречив и многословен. На момент начала постановки классик ещё не обрёл известность, а едва успел закончить первую поэму. В разговорах со своим собеседником Николай Васильевич вспоминает истории из детства.
И даже не самый искушённый зритель, а просто не забывший школьную программу, может провести параллели с будущими бессмертными произведениями.
Проскальзывают знакомые мотивы и в рассказе про безносого господина, с которым якобы заключил сделку отец писателя, упоминается: «от него как будто нос убежал». И в воспоминаниях о школьных годах Гоголь припомнит испорченную шинель и приезд ревизора.
А в маменькиных рассказах о Вие читается уже открытым текстом – все мы родом из детства. Один из самых жутких демонов в клубах дыма, разумеется, появился на сцене.
И, конечно, многочисленные воспоминания о том, как раньше на хуторах проводили свои обряды местные жители.
От слов к сцене
Надо понимать, что в отличие от своих коллег-профессионалов актёры-любители, ещё и студенты, существенно ограничены в выборе декораций и в подборе костюмов. Поэтому по канонам современного театра на сцене царит минимализм. Из элементов интерьера – только стол, стул и стопка книг на полу.
Ставку Диляра сделала на актёров первого, второго планов и массовку, у которых в сценарии нет имён – в основном функции. Своего рода они тоже часть декораций. Плюсом пошли элементы пластического театра, пантомимы и хореография. Последняя заняла в списке выразительных средств чуть ли не первое место.
– Нас же этому учили. С первого по четвёртый курс, и всё, чему нас смогли научить, всё, чему мы научились сами – всё это надо показать в своей дипломной работе. И я считаю, что творчество Гоголя, его произведения, можно передать с помощью инструментов современного театра, – дополняет режиссёр. Хоть сценарий и оригинальный, а не переложение уже существующего произведения, официально баллы экзаменаторы за это не накинут, но пометку сделают.
– У нас не стоит задача, чтобы обязательно был оригинальный сценарий. В любом случае, даже если студенты берут уже готовое произведение, они перерабатывают его под себя: под своих артистов и под площадку, на которой будут выступать, – объяснила старший методист Альметьевского музыкального колледжа Елена Козина.
На сегодня почти все выпускники поставили свои дипломные спектакли. В апреле сцена драмтеатра ждёт последнего студента-режиссёра.
Увидели или узнали что-то интересное? Сообщите об этом журналистам ЮВТ-24: almet-tv@mail.ru или + 7 917 255 40 26
►Узнавайте все новости первыми – подпишитесь на телеграм-канал ЮВТ-24!
Комментарии