С первых дней осени 2500 восьмиклассников из семи районов Татарстана знакомились с таким понятием, как «углеродный след». И делали они это не в теории, а при помощи реального исследования и экологических расчётов.
Заботиться о природе осмысленно
Разработан этот оригинальный исследовательский формат Всероссийским образовательным проектом «Образ будущего» при поддержке компании «Татнефть».
«Снижение углеродного следа – это одно из приоритетных направлений для компании «Татнефть». Рассчитывать углеродный след достаточно сложно, а вот понять суть парникового эффекта и попробовать снизить углеродный след в бытовых ситуациях можно даже в юном возрасте. Мы считаем важным показать школьникам то, как можно заботиться о природе и делать это осмысленно», – комментирует директор БФ «Татнефть» Ренат Мамин.
Дети открывают специально разработанные чемоданчики и самостоятельно исследуют ситуации из собственной жизни: от утренней чистки зубов до отключения электроприборов перед сном. В каждой из ситуаций есть масса методов снижения углеродного следа.
Школьники сами проводят сравнительный расчёт и видят, что будет, если, например, начать экономить воду. Они начинают понимать, что такое «углеродный след» в конкретных цифрах, учатся сравнивать, делать выводы и принимать решения.
В этом году обучающее исследование запущено в Бавлинском, Бугульминском, Азнакаевском, Лениногорском, Заинском, Нижнекамском и Альметьевском районах.
Расход бумаги нулевой
Специально для обучающего исследования разработан комплект материалов, позволяющий погрузить школьников в тему. Каждый день исследование проходят 150 школьников, каждому попадается один из десяти наборов.
«Для того чтобы ученики с интересом изучали такую сложную тему и не боялись проводить расчёты, мы придумали для них десять видов чемоданчиков. У каждого набора свой цвет и своя тема исследования. Темы мы взяли из жизни: прогулка, поездка в школу, хобби, сон и другие. Внутри чемоданчиков много полезной информации: научные комиксы, плакат и различные полезные приспособления», – поделилась руководитель Всероссийского проекта «Образ будущего» Айгюль Шадрина.
Например, для темы «Продукты» приготовили эко-мешочки, а обладателям чемоданчика «Поход» достанется многоразовая складная кружка. Так что исследование продолжится ещё и дома, когда школьники будут применять экоподарки на практике. В этом им помогут видеоинструкции, которые называются «лабораторные работы», они приходят каждому через два часа после окончания занятия. Для выполнения расчётных заданий не нужны ни ручки, ни тетради.
В проведении расчётов оказывает содействие виртуальный бот-помощник, который даёт подробные комментарии и помогает оценить собственный вклад школьника в снижение углеродного следа. А ещё это экологично – расход бумаги нулевой.
Нет скучных текстов
Это лишь малая часть новых подходов, придуманных организаторами проекта. Специально для школьников Татарстана созданы научные комиксы и виртуальные стикеры, при помощи которых дети знакомятся с различными экопривычками.
«Здесь нет длинных и скучных текстов: все материалы преподносятся в формате комиксов. Плакат можно повесить дома и следовать полезным экопривычкам, например, перед сном переключать телефон в спящий режим. При этом все советы полезны для нас самих: например, в случае с телефоном я смогу отдохнуть от лишней информации и мой сон будет здоровым», – комментирует Ярослав Васин, ученик 8 «О» класса инженерного лицея.
«Купить многоразовую губку для мытья посуды, но использовать её всего пару месяцев неэкологично, потому что углеродный след у неё больше, чем у обычной из поролона. Толк будет только если использовать её больше года, это нужно учитывать. Понять это помогает расчёт, который я сама провела», – поделилась Валерия Якуненко, ученица 8-го класса школы № 25.
Авторы позитивных изменений
Особую роль в обучающем исследовании играют учителя. У них важная миссия: помочь детям продолжить погружение в тему экологичного образа жизни после возвращения в школу.
Для этого каждый учитель получает плакат с экосоветами и настенный календарь-планер, в котором класс каждый месяц будет делать пометки о том, каким экопривычкам удалось следовать.
«Для меня, учителя биологии, это отличный опыт, ведь я вижу, как можно при помощи современных методов обучать детей экологии именно через расчёты, через практику. Такие мероприятия помогают нашим школьникам осознать свою роль в сохранении природы, ведь прямо сейчас они сами становятся авторами позитивных изменений», – подчеркнула Екатерина Потапова, учитель биологии и химии школы № 15.
Результаты исследования будут опубликованы на сайте обучающее-исследование.рф и представлены 10 ноября на школьной конференции в ОЦ «Алмет».
Александр Евсеев
Фото Наиля Гатауллина и Артёма Зайцева.
«Нефтяные вести», № 42 от 19.10.2022 г.
Комментарии