«Любили тебя без особых причин За то, что ты – внук, За то, что ты – сын, За то, что малыш, за то, что растешь, За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей.» Валентин Берестов
.jpg)
Прекрасные стихи великого поэта, с глубоким смыслом. Но можно ли применить их по отношению к выпускникам детских домов? Зачастую кандидаты в приемные родители желают усыновить или взять под опеку деток младшего возраста. Причиной этого является боязнь не справиться с уже взрослым ребенком: у подростка сформировавшаяся личность и, казалось бы, не перевоспитаешь. Период адаптации в семье совпадает с возрастом сепарации от семьи, скорее всего, у него «плохие» гены и многое другое. И если рассматривать малышей, безусловно, им нужны любящие мама и папа. А как же выпускники детских домов? Неужели им не нужны рядом взрослые, которые станут им друзьями, помощниками, опорой в жизни, наставниками?!
Роль семьи в жизни человека невозможно переоценить. И психологи, и педагоги утверждают, что именно семья стоит у истоков формирования личности. Счастлив тот ребенок, который воспитывается в доброй, умной, хорошей семье. Каждый ребенок, воспитывающийся в детском доме, имеет за плечами неблагополучную историю. В результате, как отмечают ученые, воспитанники детских домов склонны к выстраиванию «неправильной модели мира», в которой они выступают в роли беспомощных и никчемных неудачников, и кто-то другой, только не они сами, управляет их судьбой.
Когда дети попадают в приёмную семью, у них появляется возможность для благоприятного развития личности. Важным здесь являются правильно выстроенные детско-родительские отношения.
Понятие «родительское отношение» имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка.
Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность. Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребенка: знание и учет его возможностей и склонностей – важнейшее условие успешности развития.
Важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье; определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития. В истории родительства все более явной становится тенденция возрастания значения института семьи. Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как индивидуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжительный период детства ребенка. До начала вступления его в трудовую деятельность или начала выполнения им социальных функций, но с изменением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития, претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер отношений ребенка с родителями.
Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте, базового доверия к миру и привязанности в младенчестве. Формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном.
Сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.
Важность для становления и развития личности приёмного ребёнка имеет семейная история, образ жизни семьи, семейный уклад, семейные традиции.
Вернемся к выпускникам детских домов. Выход из детского дома означает для ребенка, оставшегося без попечения родителей, начало самостоятельной жизни, в которой на первом плане – проблемы социальной адаптации. Чтобы сократить возникающие социальные проблемы, с воспитанником ведется активная работа по подготовке его к социализации в обществе (задолго до выпуска). Разрабатывается индивидуальный план сопровождения будущего выпускника, бланки для проведения экзаменационной недели, назначается комиссия по определению готовности воспитанника к самостоятельной жизни. Педагоги-наставники (в этой роли выступают опытные наставники воспитатели, помощники воспитателей) совместно с социальным педагогом по работе с выпускниками составляют и реализуют индивидуальный план сопровождения будущего выпускника.
Организации, частные предприниматели, жители города принимают активное участие в жизни воспитанников и выпускников детского дома, помогают решать их бытовые и жизненные проблемы.
Воспитанник детского дома, вышедший в самостоятельную жизнь, не остается один на один со своими проблемами. Нами, как социальным педагогом, так и педагогом-психологом по работе с выпускниками, и педагогами-наставниками отслеживается учебная деятельность (если выпускник проходит обучение), оказывается помощь в устройстве на работу (если окончил обучение и получил специальность), т.е. ведется сопровождение выпускника до полной социализации в обществе.
Одной из актуальных проблем в сфере сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является успешная адаптация выпускников к новым условиям в социуме. У воспитанников возникают вопросы по выбору места учебы, проживанию в общежитии, получению денежных выплат, решению жилищных проблем. В этом им оказывает помощь социальная служба детского дома.
Часто выпускник детского дома, оказавшись в другой, незнакомой ему среде, не имея индивидуальной поддержки, теряется. И не всегда выбирает правильный путь. Здесь-то мы и задаемся вопросом, каково бы ему было, если рядом с ним была бы любящая, понимающая семья.
Дети подросткового возраста, выросшие в детском доме, как правило, могут защитить себя и более-менее приспособиться в жизни. Однако в большинстве своем они эмоционально незрелые, а семья способна дать необходимую в этом возрасте опору и поддержку, даже если они обретут близких людей незадолго до совершеннолетия. Сейчас многие выпускники детских домов выходят во взрослую жизнь в довольно инфантильном состоянии, и без помощи авторитетных взрослых они, вероятнее всего, так и не повзрослеют, постоянно предъявляя претензии к миру. В семье же подросток научится полноценно воспринимать себя и реальный мир.
Что может дать подростку приемная семья?
1.Поддержку. Любому подростку нужна опора — взрослый, на которого можно положиться. И нужен дом — место, где его примут, поймут и поддержат.
2. Модель семейных взаимоотношений. Среда, в которой живет ребенок, формирует его представления о семье, и даже небольшой опыт может дать положительный пример взаимоотношений между мужем и женой и эмоциональной связи между детьми и родителями.
3. Бытовой опыт. Жизнь в семье поможет подростку социализироваться в быту, так как никакие занятия и обучающие программы в детском доме или интернате не сравнятся с опытом домашней жизни.
Подростки и в 15-16 лет не перестают быть детьми, им нужна семья. Однако они нередко отказываются. Почему?
Страхи детей-сирот:
1. Согласно законодательству, с десятилетнего возраста ребенок вправе отказаться от усыновления или приемных родителей. Основная причина — страх разочарования в новой семье.
2. Подростков нередко пугают и возможные ограничения в новой семье.
3. Многие дети привыкают к быту, воспитателям, у них появляются друзья, с которыми хочется сохранить общение.
Порой подростки соглашаются пойти в семью «из интереса», и у кого-то он весьма определенный: они понимают, что приемные родители помогут, например, с поступлением в вуз или свозят на море. И если они ждут одного, а получают другое, то стремятся вернуться назад.
Страхи потенциальных родителей. Как мы говорили выше:
1. Большинство хотят взять в семью маленького ребенка — он не запомнил биологических родителей и сможет привязаться к новым родным.
2. У подростка уже сформированы характер, ценности, приоритеты — считается, что воспитывать его поздно, он будет вести себя так, как привык.
3. В подростках мало милоты, свойственной малышам, и есть вероятность неприятия их родственниками.
Сложности в воспитании могут возникнуть в любом возрасте и с любым ребенком — кровным или приемным. Здесь все зависит от настроя семьи и ее ресурсов. Не всем взрослым под силу справиться с воспитанием чужого ребенка. Кандидату необходимо иметь не только знания по возрастной психологии, но и опыт воспитания, чтобы учесть возрастные особенности ребенка и имеющийся у него жизненный багаж.
Не секрет, что в подростковом возрасте ребенок больше тяготеет к общению со сверстниками, нежели с родителями — он от них отдаляется, поэтому притирка к новой семье может быть жесткой. В семью, по сути, приходит почти взрослый, сложившийся человек, в котором, в отличие от кровного, нет ничего родного, поэтому может появиться раздражение. А подростку нужно безусловное принятие. Мы советуем потенциальным родителями перед усыновлением подростка трезво оценить свои возможности и ресурсы. Привычная родительская позиция с подростками не работает — она действенна с детьми младшего возраста. Подростка важно не грузить постоянными требованиями, не подавлять авторитетом, а договариваться и наставлять на путь истинный. В этом возрасте им нужен взрослый, способный общаться на равных. Хорошо зарекомендовал себя гостевой режим: потенциальные родители берут ребенка из детского дома на выходные или на каникулы. Опыт показывает, что праздников из совместных выходных делать не стоит, гораздо важнее показать обычную жизнь семьи: вместе готовить, убирать, ходить в магазин, делать уроки, гулять, читать. Дело еще в том, что подростки-сироты часто ждут от потенциальных родителей подарков, походов в кафе, праздников и развлечений, так как другой схемы отношений, кроме как потребительской, у них, к сожалению, не сформировано. И очень важно показать, что забота, защита и нежность намного важнее денег, а родители не обязаны быть кошельком или золотой рыбкой.
О воспитании приемного подростка очень хорошо сказала Диана Машкова — приемная мама, писательница: «Воспитание подростка-сироты – это действительно самый настоящий труд, причем на первых порах весьма неблагодарный. Дети приходят в семью с устоявшимися неприятными привычками и ложными установками. После иждивенческого образа жизни, который принят в учреждениях, у них нет навыков заботы о себе, умения решать элементарные бытовые задачи. Отсутствует учебная мотивация. Менять стереотипы подростков-сирот очень и очень сложно, понадобится немало терпения для того, чтобы погрузить ребенка из искусственного мира закрытого учреждения в окружающую нас реальность. К тому же придется много работать над собой, чтобы научиться воспринимать взрослого на вид парня или девушку как травмированного ребенка, который нуждается в помощи». И важное дополнение: приемным родителям следует принимать помощь профессионалов. Специалисты детского дома всегда готовы прийти на помощь любым семьям, как усыновившим малютку, так и подростка. В нашем детском доме с 2012 года функционирует школа приемных родителей. Наша цель: как можно больше детей должны воспитываться в любящей, доброй, понимающей семье. Наши специалисты готовы оказать юридическую, медицинскую, психологическую и просто человеческую помощь и поддержку таким семьям.
Алия Миронова, педагог-психолог СПС.
Аида Трофимова, социальный педагог СПС.
Изображение сгенерировано ИИ.
Комментарии