В честь Дня учителя педагоги музыкального колледжа рассказали, как пришли в педагогику, с какими трудностями сталкиваются и что делает их труд по-настоящему ценным.
Елизавета БУЗЕРОВА,
преподаватель классов органа и фортепиано, концертмейстер АМК:
– Я родилась в Лениногорске. Летние каникулы проводила в деревне у бабушки, которая и привила мне любовь к музыке. Она обучала меня игре на фортепиано, мы разучивали песни и сочиняли свои.
Творческий потенциал я продолжила развивать в музыкальной школе. Училась у Марины Палитовны Маркеловой. Очень благодарна ей за знания, навыки и умения. В старших классах мы часто участвовали в конкурсах и завоёвывали призовые места, получали грамоты. Учитель видела мой интерес и рекомендовала поступить в музыкальный колледж. Там я училась три года, экстерном окончила третий и четвёртый курсы. Затем обучилась игре на органе в консерватории Санкт-Петербурга. А после вернулась в родной колледж в новом статусе – преподавателя.
Я пришла в профессию, вдохновлённая своими педагогами, которые с трепетом и любовью относились к воспитанникам, радовались даже их маленьким победам. Я тоже нашла себя в прививании новых знаний студентам, помощи в раскрытии их талантов. К тому же педагогика даёт мне толчок к постоянному саморазвитию. Самое сложное, пожалуй, находить подходы к каждому ученику. Нужно учитывать их уникальные черты, различия в восприятии информации. Важно научиться понимать воспитанника, расположить его к себе.
В преддверии праздника желаю коллегам выдержки и стрессоустойчивости. Пусть у вас всегда будет время для отдыха и саморазвития.
Татьяна САХИБУЛЛИНА,
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, Заслуженный работник культуры РТ, обладатель нагрудного знака Минкульта Татарстана, почётных грамот, Благодарственного письма Комитета Госсовета республики:
– Я родилась в Златоусте Челябинской области. Несмотря на холодный и суровый климат, моё детство было счастливым и активным: лето я проводила в школьных и пионерлагерях, любила рассекать на велосипеде с мальчишками, ходить в лес, зимой кататься на лыжах.
Любовь к пению проявилась уже в детском саду. И это неудивительно: перед глазами был пример родителей. Оба пели: папа – прекрасным баритоном, мама – высоким сопрано. Часто они исполняли песни в два голоса. В детстве зародился и интерес к педагогике. Я шила одежду своим куклам, создавала для них школьные принадлежности: маленькие книжки, в которых прописывала темы и рисовала картинки. Я всегда понимала, что буду учителем. Сначала хотела преподавать математику, потом химию, историю. Но учёба в музыкальной школе определила дальнейший путь – я влюбилась в музыку и решила изучать её дальше.
В Ижевском музыкальном училище я окончательно поняла, что нашла своё призвание. Как и в любом деле, здесь есть свои трудности: круглосуточный труд, умение не забывать о традиционных методиках в многообразии современных, формирование самостоятельности в учениках. Может, это прозвучит пафосно, но с высоты своих лет и опыта могу искренне сказать: учитель – одна из сложных, но нужных и интересных профессий. Педагог – это и актёр, и информатор, и психолог, и друг, и при этом строгий судья. Я учитель, и это звучит гордо! По моим стопам пошла и дочь – это дорогого стоит.
Желаю коллегам научиться отдыхать, больше путешествий, впечатлений, здоровья и оптимизма.
Елена КОЗИНА,
старший методист, заведующая ЦПК, преподаватель теоретических и общегуманитарных дисциплин:
– Я родилась в Альметьевске. Мои родители и родственники не были профессиональными музыкантами, но владели инструментами. В нашем доме царила музыка: народные песни под баян, эстрадные пластинки. А ещё мне нравилось играть в учителя с игрушками, меня манила атмосфера преподавания, когда я могла вести уроки и ставить оценки в журнал. Так что моя профессия была определена ещё в детстве.
После музыкальной школы я поступила в Альметьевское музыкальное училище им. Ф.З. Яруллина на специальность «Теория музыки», затем в Университет культуры и искусств в Казани. Выпустилась с красным дипломом, получила квалификацию менеджера социально-культурной сферы. После прошла переподготовку и стала преподавателем высшей школы. А позже вернулась в АМК преподавателем.
Профессия меня не разочаровала. Мне нравится пробуждать в учениках стремление к познанию, подводить их к открытиям. Меня радуют их горящие, жаждущие знаний глаза. Я вдохновляюсь отдачей и заинтересованностью ребят. Если педагог этого не видит, получается «работа впустую» и выгорание. Чтобы такого не было, важно искать «ключики» к каждому ученику и помогать ему достичь определённых результатов.
Желаю коллегам здоровья, творческого горения и оптимизма.
Юлия ПЕТРОВА,
Заслуженный работник культуры Республики Татарстан, руководитель предметно-цикловой комиссии «Теория музыки», преподаватель теоретических дисциплин:
– Я рано научилась говорить: в два года рассказывала детские стихи, повторяла за взрослыми сложные фразы, в четыре – читала книги и любила петь. Пела всё, что поётся: от революционных песен до современных. Повторяла точь-в-точь за исполнителями: интонацию, ритм, слова. Благодаря этому у меня широкий песенный кругозор.
Большую роль сыграл родительский пример. Папа играет на баяне, причём научился этому самостоятельно, мама хорошо поёт. Она всегда хотела освоить фортепиано и воплотила свою мечту во мне. Она разглядела мои способности и за меня решила, что я буду учиться в музыкальной школе.
В 14-15 лет я ещё не хотела быть музыкантом. А мой преподаватель видел во мне теоретика музыки, отмечая мою любовь к чтению и умение подбирать песни на слух. По решению мамы я поступила в музыкальный колледж. Окончила его хорошо, мне рекомендовали идти дальше, но я грезила о другом – об иностранных языках. Тем не менее, я поступила в консерваторию. Правда, до дневного отделения не хватило немного баллов – пришлось совмещать работу с учёбой. А поскольку профессия теоретика дефицитная, в 1996 году мне предложили работать в АМК. С этого и начался мой профессиональный путь.
За годы в педагогике я многому научилась не только в плане музыки, но и жизненных приоритетов, формирования характера и личности. Профессия дала мне ощущение полноты знаний: я могу провести концерт, задумать проект, организовать мероприятия, рассказать лекцию и многое другое. Я всегда в потоке знаний.
Конечно, профессия теоретика непростая. Она не терпит лентяев – нужно совладать с внутренним «я» и идти вперёд, достигая целей. Многие качества приходится в себе воспитывать. Но я рада, что освоила именно эту, не похожую на другие, профессию. Спасибо маме, что была для меня поддержкой.
Желаю всем учителям побольше усердных учеников. Живите на волне юмора, не теряйте самообладания и здоровья. Пусть дух преподавателя будет крепок, а воля умножается в наших начинаниях.
Мария ШАТРАШАНОВА,
теоретик, педагог Альметьевского музыкального колледжа и Бугульминской детской школы искусств:
– Когда я училась во втором классе, мои соседи при переезде хотели избавиться от фортепиано. Мой отец предложил забрать у них инструмент. Так он появился в нашей квартире. Потом мой брат пошёл в музыкальную школу, а через год и я. Занималась по классу «Фортепиано» у Елены Александровны Паниной в Бугульме.
По окончании музыкальной школы я была полна энтузиазма, глаза горели, поэтому поступила в АМК. Училась теории музыки под руководством Татьяны Анатольевны Сахибуллиной. Учёбу завершила с отличием. В консерватории была в классе Александра Львовича Маклыгина по специальности «Музыковедение». Параллельно ходила на консерваторские курсы переводчиков с английского языка в сфере профессиональной коммуникации. Защитила кандидатскую и стала кандидатом искусствоведения.
О том, что буду преподавать, знала с детства. Ближе к окончанию консерватории желание делиться знаниями стало сильнее. Став педагогом Альметьевского музыкального колледжа, я, наконец, смогла воплотить это в реальность. Мне нравится учить студентов, общаться с ними. К сожалению, не у всех ребят есть желание заниматься. Нужно контролировать, чтобы они росли профессионально и духовно. Мне и самой, если честно, непросто поддерживать уровень знаний, ведь музыкальная сфера требует постоянного развития. Но я ни разу не пожалела, что выбрала такую профессию.
Своим коллегам я желаю не опускать рук, смотреть на всё с оптимизмом и поддерживать друг друга.
Подготовила Таня Шамбер по материалам Татьяны Хлаповой, Виктории Зайцевой, Дарьи Тютюгиной, Диляры Газизовой.
«Знамя труда», № 40 от 11.10.2024 г.
Комментарии