Более 40 арт-объектов создали неповторимый стиль и разнообразили культурную идентичность облика
За пять лет реализации проекта в Альметьевске появилось множество интересных деталей и полноценных общественных пространств. Его организаторы провели экскурсию для представителей районных, республиканских и федеральных СМИ. Их познакомили с самыми новыми объектами «Сказок».
Отпечаток вечности
Пресс-тур приурочили к 75-летию Ромашкинского месторождения и 80-летию с начала промышленной разработки нефти в Татарстане. Первой из пяти точек его маршрута стал студгородок. Из мастерской московского художника Сергея Соболева на территорию кампуса Высшей школы нефти «Радиолярии» переехали под конец мая этого года. Скульптура стала для проекта одной из последних.
Арт-объект изображает останки микроорганизмов, которые обитают в морской воде. Они образовывали органические отложения, при определённых геофизических условиях превращающиеся в чёрное золото.
Для своего творения авторы выбрали понятные формы, но, если посмотреть, какими в целом бывают одноклеточные, можно сказать, художники сдерживались от изображения всего многообразия микроскопической живности. По сути эта композиция – логическое продолжение другого произведения.
– Образы из «Теорий происхождения нефти» (мурал на стенах Индустриального сквера) очень понятны и знакомы горожанам, и эти объекты тоже должны быть узнаваемы. Ведь все альметьевцы живут на берегах древнего моря, из которого и появились эти ракушки. В том числе по отпечаткам радиолярий геологи понимают, что в недрах есть нефть. Это след вечности, который специалисты находят в керне, – рассказала куратор проекта «Сказки о золотых яблоках» Полина Ёж.
Как работают геологи, что такое керн и какое отношение он имеет к искусству, представителям республиканских и федеральных медиа рассказали учёные. Идти к ним на встречу далеко не пришлось. Всем, кто с нефтедобывающей отраслью знаком отдалённо, эксперты разъясняют: керн – проба вещества в форме цилиндрических столбиков, которые добывают при бурении породы для дальнейшего изучения.
– Подобные исследования выполняются на скважине, мы их проводим на керне. И когда они проведены, мы можем понять, с какой глубины изъят образец, – подчеркнул заведующий лабораторией Высшей школы нефти Ильшат Исламов.
Таких столбиков в хранилище кампуса нефтяной школы собралось на 30 километров, в Бугульме есть ещё 50 км.
Сам сквер, где сейчас стоит композиция «Радиолярии», – востребованное общественное пространство не только среди студентов, но и жителей микрорайона. Екатерина Котермина с мужем и детьми обосновалась в студгородке совсем недавно. Младший сын ходит в детский сад на территории кампуса, дочь, возможно, будет учится в ВШН, а супруг здесь же и работает.
– Здесь всё сделано для того, чтобы было комфортно жить, учиться, работать, а наши дети росли и развивались в самых лучших условиях, – считает Екатерина Котермина.
Образ гостеприимства
Следующей остановкой большой экскурсии стал дом № 90 на улице Герцена. Одну из его стен украшает мурал «Госпожа Гусыня». В 2019 году торец многоэтажки расписал художник Николас Санчес. Работа достигает почти 30 метров в высоту, а её стиль отсылает к классическим европейским гравюрам.
– Гусыня – традиционный элемент культуры. Она символ домашнего уклада, гостеприимства и домашнего очага. Кроме того, эта птица может находиться в каждой из трёх биосфер – на земле, в воде и воздухе, что тоже очень интересно, – объяснил художник Николас Санчес.
Как и в большинстве случаев, местные жители, особенно старожилы, оценивают изменения только с позитивной стороны, что полностью укладывается в концепцию паблик-арта.
Татьяна Смирнова живёт в этом доме с момента его сдачи под заселение и произведение уличного искусства застала на всех этапах производства. Обновлению обрадовалась, но признаётся: почти за пять прошедших лет к огромной картине успела привыкнуть – хочется чего-нибудь ещё.
– Эти же стены ни для чего не предназначены – просто поверхность. Почему бы на них не изобразить что-нибудь красивое? Я понимаю, если бы окна мешали, но здесь этого нет – рисуйте на здоровье, – поделилась мнением Татьяна Смирнова.
Вода – это жизнь
Экскурсия продолжилась у родника на каскаде прудов, что за городским стадионом.
Творческий коллектив проекта в этой работе решил обыграть значимый для Альметьевска ресурс – чупаевский камень. Им выложены корпус родника и почти все элементы благоустройства. Из него же построены первые типовые дома города и первая школа, которая после реконструкции стала лицеем № 1.
– При строительстве учебного заведения был использован этот камень, и для нас было важно, чтобы материал из исторических построек перешёл в исторический родник, и тот стал памятным местом, – обратил внимание скульптор Павел Игнатьев.
Родник получил второе рождение в середине июня. В том, что водный объект – точка притяжения, сомневаться не приходится. Даже поздней осенью сюда приходят дети.
– Для меня было важно, что я всё увидела своими глазами, все эти социологические исследования, о которых мы говорим в урбанистике и вообще в разговорах о городе. И общение жителей с объектом: детей, молодёжи, я за всем этим сама наблюдала, – поделилась архитектор Мария Гусева.
Главный помощник в благоустройстве родника – компания «Татнефть». Плотно водными ресурсами нефтяники занимаются с середины 90-х годов. Работают масштабно – по всему юго-востоку: от Альметьевска до Бавлов. И за всё время нефтяники обустроили больше 500 родников.
Напоследок экскурсанты и экскурсоводы заглянули к «Великану», который «сидит» на проспекте Строителей, а финальной точкой в маршруте стал индустриальный сквер. Летом 2023-го он получил приз международного портала «Архетайзер».
– Это международное признание Альметьевска и тех инициатив, которые нефтяники здесь реализуют. Это говорит о том, что нефтеград – важная точка на карте. После установки последних арт-объектов проект возьмёт другой вектор развития. В 2024 году будут запущены открытые мастерские и арт-резиденции. Местные резиденты, прошедшие отбор, получат всё необходимое оборудование и материалы для работы над своими проектами в течение года. Это позволит им развиваться технически и творчески, а также делиться опытом, проводя бесплатные мастер-классы для горожан, – поделилась планами куратор проекта Полина Ёж.
Все 5 лет в рамках «Сказок о золотых яблоках» в Альметьевске работали художники и архитекторы из шести стран: Испании, Уругвая, Италии, Украины, Германии и России.
«Знамя труда», № 45 от 17.11.2023 г.
Комментарии