18+

Председатель Альметьевского городского суда Тальгат ГАДЕЛЬШИН рассказал о новшествах и подвёл итоги за прошлый год

46 тысяч судебных дел рассмотрели в прошлом году в нефтеграде.

46 тысяч судебных дел рассмотрели в прошлом году в нефтеграде.

«Клетки» исчезнут из зала суда

Тальгат Масгутович сообщил, что временные помещения залов судов для лиц, в отношении которых избрана мера пресечения «Содержание под стражей», в этом году планируют полностью демонтировать. Теперь разделять подсудимых и других участников процесса будет пуленепробиваемое стекло. Внутри и снаружи конструкции установят микрофоны и динамики, которые позволят полноценно общаться с человеком. 

По словам Тальгата Гадельшина, к такому решению пришли из-за многочисленных возмущений:
– Людей беспокоило, что гражданина содержат за решёткой, хотя решения о его вине ещё не приняли. Некоторые даже предлагали полностью убрать ограждения. Однако случаи нападений на потерпевших, других участников судебного процесса и срывов заседаний говорят, что обеспечить безопасность всё-таки необходимо. 

Читка сокращается, а сроки увеличиваются

В конце прошлого года приняли закон о том, что приговоры при оглашении не нужно зачитывать полностью. Для обязательного чтения оставят только самое главное, к примеру, вступительную часть с обозначением фигурантов процесса, информацию о статье, по которой осудили, срок наказания и тому подобное. 

Причиной принятия такого закона стало то, что приговоры бывают достаточно объёмны. Тальгат Гадельшин разъяснил:
– При зачитывании приговора должны стоять как судья, так и остальные участники процесса. Некоторые документы содержат по 100, 200, а то и 300 страниц. Далеко не все люди способны это выдержать физически. Были случаи, когда гражданам становилось плохо, они падали.

Тальгат Масгутович также сообщил, что увеличили срок подачи обжалования приговора с 10 до 15 дней. По мнению председателя суда, это может быть связано как раз с неполным зачитыванием документа. Нужно, чтобы люди успели ознакомиться с текстом.
Кроме того, добавили время суду для принятия решений по заявлениям граждан о признании незаконными действий органов следствия, дознания. Например, если людям отказывают в заведении дела, что, по их мнению, несправедливо. По рассказу Тальгата Гадельшина, раньше на это давалось всего пять дней, что очень мало.
– Чтобы принять решение, необходимо истребовать все документы, а их вполне могли отправить для проверки в вышестоящие инстанции. Значит, они придут с задержкой. В связи с этим срок увеличили до 14 рабочих дней, – сообщил он.

Куда приводят «лёгкие» деньги?

Тальгат Гадельшин сообщил, что в прошлом году было меньше процессов, где рассматривали дела о наркотиках. Однако отметил: радоваться рано, возможно, преступников стало просто сложнее поймать, и работа в этом направлении идёт недостаточно эффективно. 

Кроме того, представителей суда беспокоит тот факт, что распространителями наркотиков становятся всё более молодые жители города. Их возраст редко достигает 30 лет. Тальгат Масгутович привёл в пример случай со школьником, вставшим на скользкий путь:
– Ребёнок хорошо учился в одной из престижных школ, но стал «закладчиком». Удивительно, что родители это упустили. По моему мнению, у них должны были возникнуть вопросы, откуда у мальчика средства на новый дорогой телефон или прочие вещи, которые мама и папа ему не покупали… Молодёжь завлекает в преступную деятельность лёгкий заработок, к сожалению. А по этой статье очень строгие наказания – до 12-20 лет лишения свободы, – рассказал председатель суда.

Однако есть и хорошие новости в этой сфере. Тальгат Гадельшин отметил, что становится всё больше процессов над теми, кто сбывает запрещённые вещества, а не только приобретает. Это делает борьбу с наркотиками гораздо более эффективной. 

Незаконный дом – законный снос

Тальгат Гадельшин рассказал, что в прошлом году стало больше гражданских дел. Их было 3552. Он считает, что рост связан с доступностью решения вопросов через суд для жителей как самого цивилизованного способа. Кроме того, повысилась правовая образованность людей. В основном решают вопросы жилищных и семейных правоотношений, наследования имущества, взыскания сумм по договору займа и защиты прав потребителей. 
При этом Тальгат Масгутович отметил, что самыми сложными процессами являются те, что связаны с незаконным строительством и нецелевым использованием земельных участков.

– Это больная тема. Бывает, что люди построят дом без оформления разрешающих документов, живут там много лет, а затем недвижимость в суде признают незаконной и отправляют её под снос. Конечно, это решение принимают, учитывая, есть ли у граждан куда переселиться, и прочие факторы, но закон не принимает во внимание вложенных людьми средств и сил. На таких процессах всегда много споров, слёз… – поделился председатель суда.
Он призвал жителей внимательно относиться к документам на недвижимое имущество. Любое строительство должно быть законно изначально, и порядок необходимо соблюдать.

Новые времена, новые штрафы

По словам Тальгата Гадельшина, в прошлом году в суде рассмотрели 3297 дел и жалоб об административных правонарушениях, тогда как в 2018-2019-х их было около тысячи. Здесь в основном оспаривались решения действий органов самоуправления, взыскания налогов, установления наложения временных ограничений. На большое количество повлияли правонарушения прежних лет, касающиеся масочного режима. 

Однако появились дела, связанные с новым законом о публичной деятельности, направленной на дискредитацию использования Вооружённых Сил РФ в целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий в указанных целях. Тальгат Масгутович сообщил, что их было 13, по одиннадцати из которых назначили штраф в 30 тысяч рублей, по двум другим 35 и 40 тысяч рублей.

Председатель суда объяснил, что критика органов власти в этом отношении карается законом, если она уходит в публичный доступ и содержит заведомо ложную информацию. Однако не стоит забывать, что даже личное сообщение кому-либо может быть опубликовано третьим лицом и использовано против вас.
– Понятно, что мы живём в демократическом обществе, где каждый волен выражать своё мнение. Закон касается распространения неверных данных, информации, не имеющей доказательной базы, ложных фактов. Закон прописан достаточно подробно. К примеру, преувеличение количества погибших – это дискредитация. Но хочу заметить, что каждое дело индивидуально, – подчеркнул он.

Ищите женщину

Тальгат Гадельшин обратил внимание, что в прошлом году произошёл резкий скачок женской преступности. По его сообщению, было рассмотрено 97 уголовных дел, где подсудимыми оказались представительницы прекрасного пола. 
В их числе два убийства, шесть причинений тяжких телесных повреждений, одиннадцать случаев распространения и хранения наркотиков, пять – управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Помимо этого, судили за присвоение и растрату чужого имущества и неуплату алиментов. 

– Преступления, совершённые женщинами, были и раньше, их количество то росло, то падало, но никогда не увеличивалось сразу на треть. Этот факт обеспокоил представителей судебной системы, – отметил Тальгат Масгутович.

Меньше уголовных дел, ноль оправдательных приговоров

Тальгат Гадельшин заметил, что в прошлом году стало меньше уголовных дел в сравнении с предыдущим. По его словам, это можно объяснить декриминализацией некоторых категорий нарушений, которые стали административными.

Всего было окончено производство 590 дел. При этом выросло количество мелких хищений, изнасилований и преступлений против половой неприкосновенности, умышленных причинений тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, вымогательств, присвоений и растрат, прошли процессы над лицами по заведомо ложным сообщениям о теракте. Поступило меньше дел о кражах, мошенничествах, грабежах и угону автомобиля. На том же уровне осталось количество разбоев и хулиганств.

Также за 2022 год было прекращено 47 дел, которые поступили в городской суд. При этом не было ни одного оправдательного приговора. По поводу последних Тальгат Гадельшин заметил, что не стоит сравнивать судебную систему России с западной, где подобных исходов много:
– Дело совсем не в том, что наши процессы проходят с обвинительным уклоном. Просто во многих западных странах дела поступают в суд минуя процесс предварительного следствия, дознания. В России без достаточной доказательной базы они отсекаются сразу, не переходя в судебные процессы, – подытожил председатель суда.

Удельный вес уголовных преступлений за последние несколько лет в Альметьевске практически не изменился. Около 20% дел по кражам, 17% – это наркотики, около 15% – нарушение правил дорожного движения с ДТП, 6% – мелкие хищения, 4% – мошенничества, 4% – причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, 3% – грабежи, 2% – преступления против представителей правосудия.
Арина Сафина

Увидели или узнали что-то интересное? Сообщите об этом журналистам ЮВТ-24: almet-tv@mail.ru или + 7 917 255 40 26

Узнавайте все новости первыми – подпишитесь на телеграм-канал ЮВТ-24!

Оставьте реакцию на прочитанный материал

0

0

0

0

0

Вы оставили реакцию!

Комментарии

Главное