Привыкание к школе происходит по-разному.
Позади уже месяц учебного года, но перестройка бывших детсадовцев на новый режим ещё продолжается
Адаптироваться к изменениям приходится не только детям, но и их родителям. Зачастую мамы и папы преуменьшают важность этого процесса как в отношении себя, так и первоклашек. На деле именно от него зависят дальнейшая успеваемость ребёнка, его отношение к учёбе, а также психологическое состояние самих взрослых.
Привыкание к школе происходит по-разному. Что влияет на успешность этого дела, как помочь сыну или дочери справиться с переживаниями и что поможет избавиться от стресса родителям, рассказала педагог-психолог Александра Маштакова.
– 1 сентября жизнь бывших дошколят буквально разделилась на до и после. Многие первоклассники спустя месяц учёбы начали превращаться в ворчливых и недовольных семилеток. С чем связано такое поведение?
– Любой человек, выходя из зоны комфорта, вынужден приспосабливаться к внешним обстоятельствам и новым условиям. Этот процесс называется адаптацией. Через него проходят все, вне зависимости от возраста. Первоклашки не исключение. Ещё вчера они ходили в детский сад или весело проводили время дома, а уже сегодня поменялись их круг общения, режим дня, к ним возросли требования, появились новые обязанности. Конечно, акклиматизация неизбежна.
– В чём она выражается?
– У ребёнка могут наблюдаться головные боли, повышенная утомляемость, сонливость, плохой аппетит, агрессия, отказ идти в школу.
– Встречаются мамы и папы, считающие это капризами. Чем грозит такой подход?
– Равнодушие к самочувствию малыша может окончиться грустно. Он проходит сложный путь приспособления к незнакомой обстановке, и его переживания не зависят от него самого. От того, как первоклассник с этим справится, зависят его дальнейшее восприятие школы, чувства, с которыми он будет посещать учебное заведение, осваивать образовательную программу и т.д.
– Что в этот момент переживают первоклашки?
– Они испытывают серьёзный стресс, сталкиваясь с непривычными условиями. Если раньше было много игр и прогулок, то в школе приходится сидеть за партой и слушать учителя, а дома выполнять домашние задания. Ко всему этому добавляются и психологические особенности возраста — кризис семи лет. В целом ребёнок проходит через три основных вида адаптации: психологическую: формирование внутренней позиции школьника, изменение общего эмоционального состояния; социальную: новая роль в обществе, налаживание коммуникаций с одноклассниками, учителями, выстраивание иных отношений с родителями; физиологическую: влияние на организм переживаний и нагрузки.
– Как помочь ребенку спокойно пережить этот период?
– В идеале лучше готовиться заранее, начав с введения режима труда и отдыха: научиться рано ложиться спать и вставать, чередовать умственную и двигательную активности. Нужно обратить внимание и на другие факторы:
место для занятий: следует выбрать удобную мебель и выстроить правильное освещение, чтобы избежать возможных проблем с осанкой и зрением;
личное время: вне зависимости от занятости, у первоклассника должны быть перерывы, которые он может посвятить исключительно себе;
правильное питание: включите в рацион больше витаминов;
самостоятельность: прививаем навыки личной гигиены и аккуратности. Малышу необходимо уметь убирать за собой, правильно складывать учебники, застёгивать куртку и т.п.;
умеренный контроль: ребёнок должен стать ответственным – без необходимости не берите его задачи на себя. Если он не справляется с заданиями, не нужно делать их за него: просто покажите, как правильно;
положительная самооценка: делайте образцом для подражания личные достижения первоклассника, а не чужих детей.
благоприятная атмосфера в семье: избегайте конфликтов и выяснения отношений, чтобы исключить дополнительный стресс;
индивидуальные особенности: берите в расчёт характер и темперамент школьника. Помните, что у всех детей разный темп. И если, например, ваш ребёнок никак не может выучить вечером стихотворение, не мучайте его – ложитесь спать и повторите всё за завтраком. Вы удивитесь, но, скорее всего, именно утром он расскажет стих наизусть и без запинок;
подготовка ко сну: исключите активные игры, компьютер, телефон или планшет в преддверии ночи. Они истощают нервную систему;
умение общаться: ребёнка нужно научить иметь собственную точку зрения, проявляя терпимость к мнениям других. Следует объяснить, как проявлять вежливость, внимательность, что поможет избежать конфликтов и решить их.
– Как долго придётся привыкать к школе?
– Это зависит от темперамента и характера школьника, уровня его подготовки, семьи, класса, сверстников и педагогов. По поведению первоклассника можно определить, насколько он адаптировался.
1) При положительной динамике ребёнок позитивно воспринимает школу, спокойно реагирует на требования и выполняет их. С учёбой справляется отлично, проявляет инициативу и самостоятельность. У него складываются хорошие отношения с учителями и сверстниками. В этом случае для привыкания достаточно сентября-октября.
2) При умеренной адаптации малыш хорошо относится к школьной жизни. Материал усваивает средне, но без проблем справляется с уроками, если ему всё подробно и наглядно объяснить. На привыкание уйдёт примерно полгода.
3) Тревогу должно вызвать равнодушное или негативное отношение к школе. Если школьник не воспринимает информацию, отказывается выполнять задания дома, нарушает дисциплину, проявляет тревожность, неуверенность и даже агрессию, не имеет друзей – это дезадаптация.
– Исходя из вышесказанного, привычный уклад жизни меняется и у родителей. Соответственно и они проходят период адаптации. Как вести себя взрослым, чтобы быстрее привыкнуть к школе, не навредив себе и ребёнку?
– Всё взаимосвязано. Подготавливая ребёнка, родитель и себя адаптирует. Родителю, как бы ему не было трудно, нужно понять, что привыкнуть к школе непросто, поэтому нужно проявлять спокойное и доброжелательное отношение. Только помогая первокласснику освоиться, взрослые и сами постепенно приспосабливаются. Грамотная поддержка поможет не срываться на детей, усилит взаимосвязь и поможет справиться с кризисом.
***
В следующих выпусках газеты мы подробнее рассмотрим адаптацию пятиклассников, а также учеников старшего школьного звена.
Комментарии