18+

Облегчить адаптацию: психолог даёт рекомендации родителям альметьевских пятиклассников

Переход в среднюю школу даётся непросто, но пройти его без осложнений можно.

Переход в среднюю школу даётся непросто, но пройти его без осложнений можно.

Когда ребёнок оканчивает четвёртый класс, это не значит, что он уже совсем большой и с лёгкостью перенесёт начало нового учебного периода. Многие родители замечают значительные изменения в поведении пятиклашек. Вместе с этим нередко наблюдается снижение успеваемости. Почему так происходит и как на это реагировать мамам и папам, рассказала педагог-психолог Александра Маштакова.

– Не все специалисты считают, что теме адаптации пятиклассников следует уделять внимание: достаточно объяснить сыну или дочери об особенностях пятого класса и всё. Какой точки зрения придерживаетесь вы? 

– Стоит вспомнить определение адаптации. Это приспособление организма к условиям внешней среды. При переходе в среднее школьное звено непривычные ситуации очевидны. Во-первых, в начальной школе преподаёт в основном один педагог, а тут их много и у каждого свои характер и методика преподавания. Во-вторых, прибавляются новые дисциплины. В-третьих, появляется больше свободы вследствие того, что уроки перестают проходить в одном кабинете. Адаптация неизбежна. 

– А влияют ли как-то возрастные особенности?

– Безусловно. К пятому классу ребёнок достигает младшего подросткового возраста. И если в начальной школе для него учебная деятельность являлась ведущей, то теперь на первый план выходят социум и общение. Эти ученики более чувствительны к мнению коллектива. То есть когда они были младше, им было достаточно похвалы учителя и родителей, с пятого же класса необходима и общественная оценка. 

– Как меняется самоощущение подростка и что он чувствует во время адаптации? 

– Им кажется, что они уже достаточно взрослые. У них появляются собственные вкусы, взгляды. Дети всё больше стремятся к самостоятельности. Можно заметить, что от учителей и родителей они тоже требуют относиться к ним как к равным. Непросто может даться привыкание к новым учителям и предметам. К каждым педагогам и дисциплинам приходится искать свой подход. Иногда в социуме школьники начинают терять собственное я. Может возникнуть чувство одиночества, когда им кажется, что из взрослых в школе они никому не интересны. Кто-то, наоборот, от отсутствия контроля превращается в маленького хулигана, изучающего «тайные» уголки учебного заведения и задирающего старших. Плюс учебный год выпадает на осень, погода ухудшается, становится дождливо – всё это влияет на общее психологическое состояние. 

– Что делать родителям? Как поддержать ребёнка в переходном периоде? 

– Важно  не срываться на подростков, это может только усугубить ситуацию. В первую очередь взрослым следует поработать над собой, своими эмоциями и реакциями. Справиться с трудностями поможет лишь доброжелательное, любящее и спокойное отношение. Важно понять, что в пятом классе у школьника прибавляются обязанности. Если он научится с ними грамотно справляться, это скажется и на будущей жизни. Взвешенное решение вопросов – важнейший навык.

– Что нужно делать, чтобы этому обучить? Какие советы можете дать родителям?

– Для начала следует объяснить сыну или дочери, какой период он переживает, какие сложности возникают и почему их не стоит пугаться. Важно обратить внимание и на другие моменты: 

1) Настроение ребенка. Понаблюдайте, в каком расположении духа он собирается в школу и возвращается оттуда, что рассказывает, как относится к тому, что стал пятиклассником, нравится ли ему это и скучает ли он по первой учительнице. Родителям следует обсуждать переживания и впечатления, делая акцент на позитиве. Если есть трудности – нужно вместе подумать, как их разрешить. Расскажите ему о собственном положительном опыте. И помните: ваша тревога отлично передаётся и вашим детям, поэтому ещё раз – работайте прежде всего над собой.
 
2) Искренний интерес. Спрашивайте, как у пятиклассника дела, стараясь вывести его на развёрнутый ответ. Узнайте, что ему больше всего понравилось, кто из учителей симпатичен, какой предмет интересен. Попросите вспомнить, что вызвало у него смех за день или на неделе. И ещё: запоминайте имена одноклассников и педагогов, которые он называет, факты. Это поможет выстроить более близкие и доверительные отношения.  
3) Абстрагирование от школы. Выделите время на отдых: гуляйте, ходите в кино, попытайтесь разделить какое-то хобби вашего ребёнка.

4) Не ругайте за отметки! Пятый класс – время перемен. Да, часто пятиклашки скатываются по учёбе, и это нормально. Поддержите ребёнка, объясните, что это временно, и всё образуется. Вероятно, есть предмет, который ребёнку нравится. Важно зацепиться за это, поддержать интерес и увлечь им ещё больше: направить на тематические сайты, фильмы, конкурсы. 

5) Поддержание ощущения взрослости. Внутренние изменения подростков могут отражаться и во внешности. Считать младших подростков совсем взрослыми не стоит, а вот поддерживать эти изменения важно. Раз он уже не ощущает себя ребёнком, можно подкрепить это соответствующей одеждой, школьными принадлежностями: например, выбрать футболку не с ярким принтом, а однотонную. Старайтесь давать больше свободы, но уравновешивайте это зонами ответственности и определёнными обязанностями. И, что немаловажно, всегда учитывайте мнение ребёнка.
 
6) Становление самостоятельности. Важно формировать организованность. Ненавязчиво следите, как подросток собирает портфель, знает ли он расписание, делает ли домашнюю работу. Если есть пробелы – нужно помочь их устранить. 

7) Режим дня. Здоровый образ жизни по-прежнему актуален. Учите ребёнка заботиться о себе, вовремя ложиться спать, следите за питанием, а  также разно­образием досуга. 

8) Не перегружайте ребёнка! Не нужно забивать всё свободное время кружками, особенно первые полгода обучения в пятом классе – достаточно и одной секции. Исключение: если сам школьник стремится заниматься тем или иным видом деятельности.

9) Сплочённость. Как мы уже говорили, детям в этом возрасте важно общественное мнение, а значит, необходима дружеская атмосфера не только в семье, но и в классе. Если есть возможность, стоит сплотиться всему родительскому коллективу. Глядя на него, и дети будут дружнее. Это поможет не только адаптироваться, но и обзавестись приятными воспоминаниями до конца жизни. 
Соблюдение этих рекомендаций поможет пятикласснику быстрее привыкнуть к новым условиям обучения.
 

Увидели или узнали что-то интересное? Сообщите об этом журналистам ЮВТ-24: almet-tv@mail.ru или + 7 917 255 40 26

Узнавайте все новости первыми – подпишитесь на телеграм-канал ЮВТ-24!

Оставьте реакцию на прочитанный материал

0

0

0

0

0

Вы оставили реакцию!

Комментарии

Главное