Наброски постановок, которые могут появиться в репертуаре татарского драматического театра нефтеграда, показали потенциальным зрителям. Три конкурсных и одну внеконкурсную работы мастерская готовила на протяжении пяти дней. В их основе – произведения современных авторов и оригинальная пьеса одной из альметьевских артисток
Название театрального проекта говорит само за себя. На суд зрителей представили комедийные постановки, которые эти же зрители оценивали вместо профессионального жюри. Коллектив театра не в первый раз отдаёт на откуп аудитории право составления репертуара, будь то камерные постановки или большие произведения.
Над «Прапрапрадедом», «Мисс гузэллек» и «Весами» работали приглашённые режиссёры. А постановщиком внеконкурсной работы «Галияцинация» стала актриса альметьевской труппы Энже Сайфутдинова.
Дед моего деда
Первый из представленных спектаклей – работа начинающего альметьевского драматурга Артура Ибрагимова. Если бы все зрители были знакомы с его биографией, они наверняка ожидали бы от него детектив с лихо закрученным сюжетом. Артур – заместитель начальника экспертно-криминалистического отдела альметьевской полиции. Но правоохранитель с десятилетним стажем выступил в жанре научно-фантастической лирической комедии.
– В это произведение я попытался заложить философские рассуждения о смерти, жизни после неё. Я чуть-чуть посмеиваюсь над взаимоотношениями людей, современной молодёжи с точки зрения футуристических взглядов, – рассказал Артур Ибрагимов.
В отличие от оригинала, версия, представленная в «Уморалабе», несколько отличалась. Во-первых, неожиданным началом, где персонаж умирает. Во-вторых, в видении автора 300 лет спустя главному герою помогал адаптироваться в новом мире робот, а здесь – психолог, живой человек. В-третьих, роль андроида Роберта, которую играл Айрат Мифтахов, исполнила большая надувная кукла.
Галия-видение
Второй спектакль, который увидела публика, «Галияцинация» – работа Энже Сайфутдиновой и Фархата Мухаметзянова. Главную и единственную роль сыграла Лейсан Загидуллина. По задумке авторов, постановка, сатирическая комедия, смеётся над зрителем, который теряет интерес к театральной классике.
Главная героиня – костюмер Галия – разбирает завал на складе. Старые спектакли популярностью не пользуются, и костюмы к ним нужно выбросить, чтобы освободить место. Любознательная труженица иголки и нитки решает примерить один из нарядов, и тут начинается мистика. Костюмы заставляют героиню чувствовать то, что переживали актёры, когда-то носившие их на сцене. Всё-таки ей удаётся избавиться от наваждения. Постановка заканчивается тем, что Галия берёт понравившиеся платья с собой, и получается, что забирает все.
– Пробовать себя в чём-то новом, ставить для себя цели и достигать их всегда интересно. У меня имелся опыт написания сценария и постановки, но это были небольшие спектакли, в основном детские. А это ещё и моноспектакль – для одного актёра. Самое сложное в нём то, что всё ложится на единственного исполнителя. И растягивать действо в таком случае смысла нет, лучше сделать что-нибудь короткое и запоминающееся. Вот и у нас получилась такая «короткометражка» – небольшая яркая камерная постановка, – прокомментировала Энже Сайфутдинова.
Мисс Красота
Третий набросок, наверняка, нашёл отклик у возрастных зрителей. «Крючок», который призван зацепить публику, – встреча бывших одноклассников спустя 20 лет после окончания школы. Это комедия гротескная, близкая к фарсу. Напоминает старые французские и поздне-советские фильмы того же жанра. Спектакль большой, обстановка камерная – всё действие происходит на теплоходе, на котором герои отправились в круиз по реке. В комплекте шёл полный набор типажей: первая красавица школы, её соперница, отличник, ставший очень важной персоной.
– Очень понравилось! Такая весёлая энергетика от игры артистов! Да, были условности. Например, лично мне непонятно, плывёт корабль или всё же стоит у причала. Но самое главное – у коллектива получилось вызвать ностальгию. Я вспоминал своих учителей. Когда мы – одноклассники – встретились через 40 лет, наша классная руководительница Венера Назиповна в своём выступлении вспомнила всех и даже рассказала поочерёдно о каждом: о наших характерах, чем мы ей запомнились, – поделился впечатлениями зритель Рустам Тухватуллин.
Весы
И последний из представленных эскизов – «Весы» – за авторством уже современного классика Евгения Гришковца. Пока зрители лишь гадают, как это будет смотреться на сцене, но для черновой постановки мелодраматической комедии режиссёр выбрал довольно специфическое место – фойе театра.
Вестибюль играл роль приёмного покоя роддома, актёры – отцов и дедов, ждущих своих детей и внуков. В лучших традициях автора – взаимоотношение людей. Свои истории герои, можно сказать, раскрывают ближе к концу, когда четверо мужчин коротают время ожидания за беседой. До этого рассказ ведётся в общих чертах без деталей.
Сейчас коллектив постановщиков и руководство театра выбирают, какой из эскизов оформится в полноценный спектакль. А зритель свой выбор сделал – если вкратце, он хочет, чтобы рано или поздно в обновлённом репертуаре появились все отсмотренные спектакли.
Фото: Рамис Назмиев.
«Знамя труда», № 37 от 22.09.2023 г.
Комментарии
0
0
Андроида Роберта играл Ильсур Хаертдинов, а Айрат Мифтахов был внуком.
0
0