18+

«Непокорённые» покорили Альметьевск

Из города шахтёров в город нефтяников приехал Донецкий академический симфонический оркестр

Из города шахтёров в город нефтяников приехал Донецкий академический симфонический оркестр

Музыканты привезли не только впечатляющий репертуар. Гости с Донбасса рассказали, каково это – жить и работать в условиях боевых действий. Оказавшись с гастролями в Альметьевске, они дали большую пресс-конференцию, а вечером общались со зрителем через произведения Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова и других классиков.

Немного истории

Дончане уже приезжали в Татарстан. В прошлом году выступали в Казани. В рамках тура по Поволжью также давали концерты в Самаре, Саратове, Тольятти, Ульяновске. Ещё отклонились от маршрута, чтобы заехать в Тамбов. В этом году гастроли охватывают 12 городов, включая Альметьевск – сюда музыканты приехали впервые. Они рассказали журналистам, что у Татарстана и Донецка есть ещё одно связующее звено. Оркестр появился в 1933 году. Его основатель – Натан Григорьевич Рахлин, который в своё время создал казанскую музыкальную, композиторскую, дирижёрскую школу.

Поделились гости и современными историями: как искусство стало объединяющей силой в непростые времена.

– С февраля 2022 года и до конца 2023-го филармония не принимала слушателей. Когда мы сообщали, что уезжаем на гастроли, наши подписчики в соцсетях откликались: «Эх, а мы не можем вас услышать». 

Но с другой стороны, культура получила особое развитие, я бы сказал – ренессанс. Может быть, оттого, что в таких условиях у людей обостряются чувства, потребность в прекрасном. А может, потому что человек меняет мироощущение, мировоззрение. Мы отметили, что посещаемость резко возросла в 2015 году и люди потянулись именно к классическому репертуару. Музыка имеет потрясающее свойство вдохновлять, вселять веру в лучшее и в конце концов исцелять, – считает руководитель Донецкой государственной академической филармонии Александр Парецкий.

Заметно, что музыканты не теряют духа. На Донбассе не прекращаются обстрелы, боевые действия, а они сохраняют чувство юмора. Александр даже пошутил: «Возможно, к нам шло так много людей, потому что они думали: здание старое, монументальное, с толстыми стенами – точно переживёт удар снарядами». 

– Где более отзывчивые зрители: в маленьких или больших городах?

– Трудно сказать. Куда бы мы ни приезжали, чувствуем себя как дома. Будто выступаем на родной сцене. Чувствуем: нас ждут. Это особое ощущение трудно с чем-то перепутать. На мой взгляд, события, вылившиеся в военный конфликт, начались даже раньше 2014 года. Границы, которые были в Советском Союзе, – чисто символические, для административного деления республик. С распадом СССР получилось, что Донбасс оказался в Украине. Это исторический факт. И до поры до времени мы тихо-мирно сосуществовали. Нас не трогали, нам ничего не запрещали, но всё изменилось 10 лет назад. И теперь, когда мы приезжаем уже к своим соотечественникам, это, конечно, большая радость, – отметил Александр Парецкий.

С оркестром в Альметьевск приехала Валентина Лисица. Она – пианистка с мировым именем, в творческой среде её называют Королева Рахманинова. В музыке она уже 47 лет, ведёт канал на видеохостинге – у неё больше 250 миллионов просмотров. В 2004 году записанные на DVD-диски этюды Шопена в её исполнении поставили рекорд по продажам. В 2012 году Валентина подписала контракт с одной из старейших звукозаписывающих компаний.

– Я киевлянка. Там училась в консерватории, потом переехала в США. У меня были контракты с ведущими оркестрами мира. Я не обращала внимания на политику, пока она не коснулась моей страны. Точка отсчёта – 2014-2015 годы, когда я вернулась домой. Объездила весь мир, побывала на всех континентах, приехала в Донецк. Когда мы выступали, начались боевые действия. Всё поменялось. Наша украинская армия начала атаковать свой народ, – поделилась Валентина Лисица.

– Нужно ли деятелям культуры оставаться вне политики?

– Такое мнение есть. Но иногда держаться в стороне не выходит. Особенно когда западные СМИ представляют не чужих тебе людей как немытых, необразованных, некультурных – только вылезших из шахт. Их будто пытаются приобщить к европейскому благу, окультурить, а они сопротивляются. Сами понимаете, какую реакцию это вызывает. Остро чувствуется и контраст публик. Как-то после концерта на Донбассе нужно было лететь в Германию. Для западного зрителя музыка, какая бы она ни была, – развлечение. За неё они платят деньги, чтобы получить удовольствие. После концерта эти люди зайдут в хороший ресторан, закажут стейк на ужин, дорогие напитки. А до них я выступала для тех, кому нужно было вернуться домой к комендантскому часу.  

–Доводилось ли вам играть для военнослужащих?

– Если только они сами приходили на концерт. Играет роль вид инструмента. Нетрудно съездить к бойцам с гитарой, но фоно в блиндаж не затащишь. На маленьком клавишном инструменте без педалей играла в тылу – солдатских общежитиях, медучреждениях. Бывало, в одном помещении выступаем, в соседнее доставляют раненых. Медики заходят и просят играть тише. А после одного концерта в школе меня обступили дети: просили автографы, фото. Пришёл военный и нас разогнал: меня в машину, детей по домам. В новостях потом увидели: был обстрел прямо в центре Горловки.

Концерт непокорённых

Для зрителей музыканты подготовили с десяток номеров: вокальных и чисто инструментальных. Екатерина Гладышева, солистка Донецкой государственной академической филармонии, исполнила каватину Людмилы из оперы «Руслан и Людмила». С ней она выступает почти всю карьеру, а с родным оркестром – только второй раз.

– В феврале пела в Кремле. Там большой зал и полный аншлаг. И знаете, в Альметьевске я особой разницы с Москвой не заметила – зритель принимает хорошо. Спасибо ему за это большое, – поблагодарила Екатерина Гладышева.

А во втором отделении публику ждал концерт внутри концерта. Не как событие, а как отдельное произведение или даже жанр. Программа «Оркестра непокорённых» с одной стороны посвящена юбилеям и юбилярам: годовщине образования коллектива и композиторам. С другой – погибшим в вооружённом конфликте на Донбассе. Память последних, в том числе участников оркестра, собравшиеся почтили минутой молчания.

Интересный факт
По данным Всеукраинской переписи населения за 2001 год, в Донецке проживало около 494000 русских и 480000 украинцев. А родным языком русский назвали 884798 человек.

Публикация создана при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
«Знамя труда», № 14 от 12.04.2024 г.

 

Увидели или узнали что-то интересное? Сообщите об этом журналистам ЮВТ-24: almet-tv@mail.ru или + 7 917 255 40 26

Узнавайте все новости первыми – подпишитесь на телеграм-канал ЮВТ-24!

Оставьте реакцию на прочитанный материал

0

0

0

0

0

Вы оставили реакцию!

Комментарии

Главное