Как устроена индустрия созидания.

Путь из посёлка в Удмуртии до Альметьевска проделала Любовь Журавлёва. Выпускница местного музыкального колледжа почти четыре года занимает должность художественного руководителя дворца культуры «Нефтьче». Сразу после окончания школы в Уве Любовь поняла – жизнь она свяжет с музыкой.
Будущий худрук альметьевского ДК выпустилась из четвёртой Увинской школы. В 15 лет она попробовала себя в вокале, и когда настало время выбирать профессию, Любовь над выбором учебного заведения долго не думала. Единственное – нужно было определиться с городом: Набережные Челны или Альметьевск. Начала она свой заезд с последнего. И почти на самом въезде в город Любовь поняла: с нефтяной столицей она свяжет свою карьеру и жизнь. Здесь её ждали музыкальный колледж и будущая профессия «джазовый вокалист». Город подкупил её своей «камерностью», комфортом и уютом. Она уверена: в любой профессии, а в первую очередь в творческой, можно заработать. Особенно когда кроме таланта у человека есть и другие способности.
– И вот эти два компонента – музыка и организаторские способности – в жизни так сплелись. Так и получилось, что сейчас я работаю во дворце культуры «Нефтьче». На самом деле это просто удачное стечение обстоятельств. Я узнала, что есть вакансия, пришла на собеседование. Тогда директором ДК был Валерий Вадутович Саматов. Он мне всё объяснил, рассказал, что и как нужно делать, и я решилась. Для меня это был вызов, и я его приняла. Было интересно, каково это – полноценно работать в сфере культуры. И спустя три с половиной года могу сказать, что не было и дня, когда жалела о своём решении или думала о смене места работы. Я горжусь тем, что на своём месте, теми проектами, которые мы разрабатываем и воплощаем, – поделилась художественный руководитель ДК «Нефтьче» Любовь Журавлёва.
– Можно ли заработать на творчестве?
– На творчестве можно и нужно зарабатывать, я убеждена в этом на сто процентов. Сегодня существует огромное количество векторов развития себя как творческого деятеля. Для меня таким инструментом стали конкурсы грантов. На них может заявиться каждый, достаточно подать свой проект. Сделать это можно даже не будучи сотрудником учреждения культуры. Всё, что для этого нужно, – идея, описание, смета с обоснованными статьями затрат и социальная проблема, на решение которой направлен проект. Могу рекомендовать агентство «Росмолодёжь. Гранты». Сейчас у них проходит второй заочный конкурс для физических лиц. На рынке труда в сфере креативных индустрий есть огромный дефицит кадров, поэтому совершенствуйте навыки и дерзайте в творчестве. По сути это обычная работа, которая завязана на креативе, на создании чего-то нового. А если вы создадите локальный национальный продукт, то цены ему не будет. Он всегда будет пользоваться спросом.

– Каким вы помните ДК и каким он стал?
– Могу сказать, что дворец культуры для меня всегда был местом вдохновения, концентрации, любви. Местом, где люди могут просто улыбаться, смеяться, созидать, творить что-то новое. И таким его делают люди, которые там работают, которые приходят к нам на занятия, на концерты. В этом магия этого пространства. И я очень рада, что у нас появилась «Библионефть», мы всем коллективом трудились над тем, чтобы оно получилось таким, каким мы его задумывали. Сейчас, когда мы проходимся по этой библиотеке, видим новые стены, новое пространство, которое наполнено совершенно иным настроением, могу сказать одно: оно не просто так называется креативным. Я на себе почувствовала это. Когда проходит совещание, в голову сами собой приходят новые интересные решения. И ДК «Нефтьче» был, есть и будет якорным культурным учреждением в нашем городе. Это не просто точка на карте Альметьевска. Это место притяжения, куда могут прийти все творческие люди, которые ценят культуру во всех её формах. Я недавно смотрела план по работе сцены на следующий сезон, и там почти не было свободных дней. Наша площадка никогда не пустует. Каждый день на ней репетиции, концерты: малых и больших коллективов, сольных исполнителей, выступления звёзд нашей эстрады. Это счастье понимать, что дворец может принимать такое количество зрителей, дарить им культуру и просто эмоции.
– Как вы думаете, каким ДК «Нефтьче» может стать в будущем?
– В ближайшем будущем дворец культуры обзаведётся ещё как минимум одним креативным пространством. Это молодёжная арт-резиденция «Алмарт». Мы уже зарегистрировали товарный знак. Планируем разместить там студию для записи подкастов, фото- и театральную студию. Мы наращиваем объём не только за счёт самих пространств. Работаем по тем направлениям, которые существуют не один год. Хотелось бы, чтобы коллективы – народные или образцовые – для которых наша площадка домашняя, становились больше, чтобы у них появлялись новые знания, чтобы была возможность выехать на гастроли. Они активно ездят по всей республике, у них есть поклонники за пределами Альметьевска, но совершенству нет предела. Для ДК «Нефтьче», как для филармонической площадки, является очень важным создание собственного симфонического оркестра. Сейчас у нас впереди проект сессионного коллектива Н. О. Т. А. (Новый Оркестр Талантов Альметьевска).
– Классическая музыка сейчас востребована молодежью?
– Музыка сто процентов востребованна, но какая и для кого? Какой жанр для какой целевой аудитории? Эти вопросы будут актуальны всегда. На них же мы пытались найти ответы не так давно на форуме креативных индустрий в рамках фестиваля «Каракуз». Конечно, есть люди, которые уже посещают концерты симфонических оркестров. Эту любовь и этот интерес к классической музыке, возможно, им привили в музыкальной школе или родители. А может быть, просто так сложились обстоятельства и вкус так сформировался. Молодые люди может даже ещё и не знают, что им может понравиться этот жанр. Современного зрителя нужно в зал за ручку привести. Да, это непросто, но очень помогает «Пушкинская карта», когда молодой человек может прийти на любой концерт, не тратя своих денег. Молодёжи нужны понятные и доступные ей форматы. Например, рок-хиты в симфонической обработке, это распространённая практика. Мы её уже не раз пробовали, и каждый раз у нас аншлаг. Поэтому работа с молодыми должна идти по всем векторам, это доступный и понятный формат, который, возможно, будет сочетать в себе и эстрадное звучание, и симфоническое. В этом нет ничего плохого, это только привлечёт к нам молодых слушателей. Способы оплаты должны быть такими, чтобы не нужно было собираться, идти куда-то в кассу, а всё купить онлайн. Система должна быть прозрачной, афиша – понятной: что будет, когда будет, где будет. Опять же «Пушкинская карта» – самый оптимальный вариант для людей от 14 до 22 лет.
Публикация создана при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
«Знамя труда», № 33 от 23.08.2024 г.
Фото: соцсети Любови Журавлёвой.
Комментарии