16+

Место художника в современном мире

В поисках духовности, оправдания или подтверждения своей индивидуальности в этом рациональном и материальном мире люди хотят приникнуть к чему-то вечному.

В поисках духовности, оправдания или подтверждения своей индивидуальности в этом рациональном и материальном мире люди хотят приникнуть к чему-то вечному.

В нашем случае это изобразительное искусство. Некоторым людям это нравится настолько, что они хотят связать в будущем свою жизнь с этой деятельностью. Однако естественные причины возникновения и развития изобразительного искусства в наши дни поменялись. И без осознания этого человек в дальнейшем может получить глубокое разочарование. 

С библейских времен

Нетрудно предположить, что помимо передачи информации с помощью речи человеку в обществе требовалось сообщить такое, что ещё невозможно или трудно было описать словами. Использование изображений в общении развивалось параллельно с приобретением умения пользоваться словами или звуками. Эти самые изображения потом преобразовались в символы, от которых произошла письменность. Как известно, мелкая моторика дает импульс большему развитию отделов головного мозга, отвечающих за речь. Подобрать подходящий камешек для рисования и изобразить им что-то осмысленное, что мог бы понять не только рисующий, но и наблюдающий, уже тогда требовало навыков и ассоциативного воображения. Так постепенно и развивалась эта деятельность человека, физически и материально ему ничего не дающая, но от которой зависели его успехи в добывании других материальных благ или, проще сказать, пропитания. До нас дошли наскальные рисунки, изящество которых предполагает наличие большого таланта и умения у рисовавшего. Даже сейчас не каждый художник сможет так же это изобразить, несмотря на свое образование. 

Таким образом, стало понятно, что без умения изобразить что-либо трудно обойтись, а человек по своей сущности стремится направлять свои силы не на преодоление трудностей, а на увеличение приобретения своих выгод. По мере своего развития общество выделило из себя необходимое количество имеющих талант художника, которые бы удовлетворяли его нужды. Библейский Веселеил и Оголиаб – ярчайшее тому подтверждение в мировой истории. 

Использование искусства изображения в сфере культа, обучения знаниям, украшении жилища и бытовых предметов, оружия (куда же без него) – всё это повышало статус обладавшего такими предметами. Без сомнения, портреты были своего рода документом, подтверждающим личность изображенного, которые использовались так же, как и сейчас. Хотя, по разным соображениям, накладывались некоторые ограничения. 

До современности

Двигаясь в своем развитии к совершенству, изобразительное искусство переживало длительные периоды своего развития и упадка. По моему мнению, развитие и упадок надо рассматривать как изменение вкусов и предпочтений, на которые влияли не только события в обществе – войны, экономическое развитие, наука и другое, но и природные изменения – катаклизмы, болезни, климат. Так что, если условно взять за вершину расцвета искусства Эпоху Возрождения, то это было благоприятное стечение обстоятельств, которое позволило просиять множеству людей искусства: архитекторам, художникам, скульпторам, поэтам и музыкантам. 

Примерно в это время человек стал осознавать свою индивидуальность, на развитие которой он сам, своей головой, руками и ногами, мог повлиять. Достигнув условного пика совершенства, художники, недолго думая, стали выделять из этого совершенства приятные и выгодные для себя куски, естественно, развивали свою индивидуальность в более узком направлении искусства изображения. Портрет, пейзаж, натюрморт, различные стили рисования, появившиеся случайно в процессе работы великих мастеров, были взяты на вооружение их менее универсальными последователями. Так или иначе, все эти узкие направления дошли до начала ХХ века, когда стало проще ориентироваться по фамилиям их ярких предстателей, чем по названию стилей.

До этого времени у художников не было конкурентов, кроме них самих, которые могли бы поколебать значимость их ремесла. Театр, опера и другие зрелищные представления только расширяли направления развития художественного изображения. Так же вначале казалось и с фотографией, этого ребенка от связи художников с наукой, оптикой и перспективой. Следом за фотографией на свет появилось и кино, которое дало художникам увидеть то, что их глаз не мог вычленить в череде развития событий, движений и явлений. В какой-то мере и это обогатило развитие художественного изображения, поиск образов, но появились тревожные признаки.

В продолжение почти ста лет появилось телевидение и расширилось производство печатной продукции – газет, журналов, плакатов, открыток, расцвела реклама. Получение изображения значительно упростилось, тиражирование приобрело небывалый размах, художник, как мастер, стал отодвигаться на второй план при получении конечного продукта, хотя, все ещё стоящего при зарождении образа. 

Заглядывая в будущее

В наше время, начало 2020-х годов, мы имеем, с развитием компьютерных технологий и аппаратных мощностей вычислительной техники, такое количество информации, в том числе визуальной, что в человеке начинают срабатывать защитные механизмы от перегрузки. Об этом позже. Представим ёмкость всех впечатлений и эмоций отдельного человека, по аналогии с известным рассказом, как бочку. При широком появлении цифровой фотографии легкость получения цифрового изображения и мобильность наполнили бочку камнями (информацией) до края. Сразу за ней подошла доступная и качественная видеосъемка – ту же самую бочку наполнили ещё раз песком. А компьютерная 3D графика до краев наполнила бочку водой. Ну, куда же больше? Казалось бы. Но тут, почти без паузы на передышку, появился ИИ. Куда будем наполнять? Уплотним камни и утончим стенки бочки! Выход из ситуации найден, ситуация усугубилась.

Таким образом, с одной стороны, у нас обесценивается ручной труд и художник, как индивидуальность, теряется в потоке произведений массового использования цифрового и иного оборудования. С другой стороны, для художника открываются возможности творчески раскрыть себя в этих сферах. Это те же самые профессии и специальности, но с использованием новых технологий. (Попробую их перечислить: художник в традиционном понимании этого слова, с кисточкой и карандашом; монументальный художник; архитектор; художник всевозможных постановок и технолог; всевозможный театральный художник; фотограф; оператор; декоратор; иллюстратор; 3Д-модельер; реставратор; мультипликатор и аниматор; модельер; искусствовед; ювелир; художник по росписям; рекламный художник; художник-оформитель на производстве и другие узкоспециализированные профессии.) В принципе, как бы ничего не поменялось, но из контекста видно, что такого количества работников не нужно, увеличились отбор и конкуренция.

Отдельно хочется сказать про дизайнера – профессия, куда стремится большая часть молодых людей в надежде обрести свое место в жизни. Как раз здесь и будет основная работа ИИ, количество бухгалтеров и обычных дизайнеров сократится.

Будет специальный художник, обладающий техническими знаниями, который будет давать задание для ИИ и производить отбор подходящих решений. Из этого следует постоянное повышение уровня общего образования в самых различных областях науки, производства, культуры, психологии и даже медицины.

Но может случиться и такое, что люди захотят отказаться от вычислительной техники, начнут двигаться и работать руками. Захотят почувствовать предметы своего труда всеми своими пятью чувствами, а не одним, во всей полноте ощущений. Убрать постоянный гул в голове от постоянно поступающей информации со всех устройств, гаджетов и углов, которая формирует устойчивый стресс от постоянного стремления успеть всюду и везде. Тут ещё здоровье дает о себе знать, физическое и психическое, что оно, оказывается, совсем недавно было. Художники – те же люди, они ходят среди нас и подвержены тем же страстям, что и все. А так как творчество в основе своей имеет духовное начало, то и конечный продукт у страстного художника несет его отпечаток. Медицинский специалист по прикладной кинезиологии может определить положительное или отрицательное воздействие предмета на человека с помощью мануального мышечного теста. Об этом, впрочем, человек и сам может догадаться, если находится в нормальном психоэмоциональном состоянии, что практически исключается при такой нагрузке потока информации.

Человек красит место 

Если о месте художника в современном мире мы немного определились, то, как туда попасть и там закрепиться. Только малое число художников, условно называемых свободными, работает в традиционной технике своими руками и могут обеспечить себя материально. Другим же приходится находить работу на производстве или в сфере обслуживания, где работа художников включается в общий рабочий процесс предприятия. И в своё свободное время доказывать, что их творчество имеет место в этой жизни.

Недавно мне попался в интернете плакат с перечисленными качествами и способностями художника. Это замечательные качества (творчество, воображение, оригинальность, наблюдательность, открытость, гармоничность), но среди них не было умения рисовать или писать. Это меня натолкнуло на мысль, что развитие полезных духовных качеств как бы само собой стимулирует развитие практических навыков. Определяя цели Сверхзадачи, вначале будут достигаться более простые цели. На практике на первый план выходит композиция (не формальная), которая идет вместе с историей искусств, а за ними следуют предметы для овладения навыками как средствами достижения высоких целей. В психологическом плане надо научиться любить свою работу на любой её стадии и уровне исполнения. Наша работа – это наши дети, а некрасивых детей не бывает, будем заботиться о них. В любом задании надо найти прекрасное для себя. Жёсткая сатира, обличение зла и его результатов, надо гасить добротой – надеждой выхода из этого положения.

Опыт приходит не только во время работы, но и при просмотре картин на выставках или хороших репродукций. Вне зависимости от нашего вкуса, следует рассматривать изображения, обязательно их анализировать по их достоинствам и всем, на наш взгляд, недостаткам. Этим самым мы почерпнём полезное для себя и избежим ошибок.

Для тех, кто стремится к чистому искусству и сетует на трудности, следует сказать вечную фразу: «Можешь не писать? Не пиши!». Художников много не нужно. Мы родились, чтобы возродить старое и создать новое. В конце концов, чего бы человек ни достиг в плане экономики и увеличении своего благосостояния, успокаиваясь от трудов праведных, он приходит к искусству, что радует глаз и веселит душу. И в мировой истории благополучие народа расценивается не тоннами зерна или чугуна, количеством заработанных денег, а его культурой и искусством.

До этого времени у художников не было конкурентов, кроме них самих, которые могли бы поколебать значимость их ремесла. Театр, опера и другие зрелищные представления только расширяли направления развития художественного изображения. Так же вначале казалось и с фотографией, этого ребенка от связи художников с наукой, оптикой и перспективой.
Андрей Максютин.
Фото: предоставлено автором.
«Знамя труда», № 50 от 22.12.2024 г.

 

Увидели или узнали что-то интересное? Сообщите об этом журналистам ЮВТ-24: almet-tv@mail.ru или + 7 917 255 40 26

Узнавайте все новости первыми – подпишитесь на телеграм-канал ЮВТ-24!

Оставьте реакцию на прочитанный материал

0

0

0

0

0

Вы оставили реакцию!

Комментарии

Главное