Альметьевские пользователи средств индивидуальной мобильности с начала года получили 100 штрафов за нарушение ПДД.
Этот велосамокатный сезон отметился несколькими ДТП и другими резонансными случаями с участием пользователей СИМ. Один из них, о котором уже рассказывали, добрался до федерального уровня. Водители городского электротранспорта в других городах страны уже, можно сказать, стали частью популярной культуры. Явлениям, которые с ними связаны, в народе дают звучные названия, но пешеходы, водители, автоинспекторы и представители фирм проката сходятся в одном – если бы контроль за пользователями средств индивидуальной мобильности был таким же, как и за остальными, то они определённо вошли бы в топ нарушителей.
Сезонность – один из факторов, по которым внимание самокатчикам уделяют не такое пристальное. На электротранспорте комфортнее всего передвигаться весной и летом. Во-первых, потому что двигатель самокатов не рассчитан на низкие температуры. В тёплое время года этот способ передвижения востребован. Даже несмотря на ограничения, пользуются им все: от школьников до пенсионеров. И самая обширная категория пользователей – молодёжь. Удобство во всем его проявлении – одна из главных причин востребованности СИМ в городе. Об этом пользователи прокатного транспорта и владельцы собственных электросамокатов говорят каждый раз, когда мы интересуемся общественным мнением. И эта позиция дополнительных пояснений не требует. А чтобы узнать точку зрения владельцев проката, мы взяли интервью у владельца одной из компаний кик-шеринга. Сейчас в Альметьевске работают две сети аренды. На двоих у них больше 300 единиц транспорта. За весь прошлый сезон альметьевцы проехались на них больше 100 тысяч
раз.
– С начала года автоинспекторы насчитали у пользователей СИМ сотню нарушений. Сколько по вашим данным?
– У нас как минимум в два раза больше. Наша статистика, в отличие от таковой у Госавтоинспекции, не сильно расходится. Самое частое нарушение, которое мы фиксируем, – езда вдвоём, а то и втроём. Чаще молодые люди попадаются. Потому что габариты транспорта позволяют и вес ездоков также. Реже – родители с детьми. Например, это может быть мать, которая отвозит или забирает ребёнка из детского сада. Ещё реже – взрослые мужчины, которые уже в нетрезвом виде встают за руль самоката и едут в магазин. Они чаще остальных потом становятся посетителями травмпункта, – ответил владелец фирмы кикшеринга Артур Хасаншин.
– Провоцирует ли нарушать ПДД сам факт того, что транспорт прокатный?
– Определённо. Если говорить о студентах или школьниках, которые экономят каждую копейку, у них это чаще всего. Начиная от езды по несколько человек на одном самокате, заканчивая пересечением дороги не спешившись.
– Одна из крупных компаний проката тестировала систему защиты от езды с перегрузом с помощью геолокации. Есть ли свой способ борьбы у вас?
– Слышал о таком. Но, думаю, их способ так и останется экспериментом. По джипиэс ещё можно попытаться отследить, но, чтобы этот метод не сработал, достаточно того, чтобы на телефоне пассажира он был выключен. Оснастить все самокаты датчиками массы тоже вряд ли выйдет. Это и лишние затраты, и люди есть разные. Да и потом: взрослый мужчина может весить 90 килограммов, вот он повесил на себя рюкзак с покупками – и вот 100, а то и 120 кг. И получается, что мы одному человеку просто так запретили поездку. А в концепцию полноценной альтернативы общественному транспорту это не вписывается.
Мы решили подойти с другой стороны. В этом году разработали систему, которая позволяет снимать цифровой слепок оборудования. Если на том же смартфоне нарушители делают другой аккаунт с фейковыми данными, таких пользователей отслеживаем, блокируем, – рассказал
Артур.
– По какой причине чаще всего происходят ДТП?
– На самом деле по разным причинам. Бывает, что на абсолютно ровной дороге человек падает, не справившись с управлением. Может быть, пытался кого-то объехать, какую-нибудь преграду на пути. Были у нас случаи, когда наш клиент ехал на полной скорости, не заметил ямку на велодорожке, потерял управление, упал. Все эти случаи мы подробно рассматриваем. Потому что в большинстве происшествий получают повреждения не только люди, но и самокаты.
Точка зрения медиков недалеко ушла от остальных экспертов. Весной и летом к ним поступают незадачливые пользователи СИМ со всех уголков города.
– Лучше не успеть туда, куда вы торопитесь, чем успеть к нам в больницу. Любое ДТП, и на самокате в том числе, это не изолированная травма. Выражаясь врачебным языком – политравма. Арифметика в этом случае не 1+1=2, а 1+1=3 или 4. То есть когда две полученные травмы могут дать такие осложнения, что можно считать за три отдельные. Самые частые повреждения – переломы костей лица, рук, ног, грудной клетки, – рассказал травматолог-ортопед АММБ Ирек Байрамов.
Взгляд автоинспекторов на ситуацию с новой категорией участников движения прост. Нарушения надо выявлять, виновных наказывать и проводить профилактику, чтобы нарушителей становилось меньше.
– С 1 марта 2023 года вступили изменения в ПДД, где появилось отдельное понятие – средство индивидуальной мобильности. Теперь эти устройства – транспортные средства. Перечень зон, по которым разрешается ездить на СИМ, разнится в зависимости от возраста того, кто им управляет. Госавтоинспекция предупреждает: двигаясь на средстве индивидуальной мобильности и велосипедах по тротуарам и пешеходным дорожкам, необходимо предоставлять преимущество движения пешеходам, спешиваться и переходить улицы только по «зебре», предварительно убедившись в своей безопасности. Не отвлекаться во время движения на мобильный телефон и иные гаджеты, держать руль обеими руками», – прокомментировал командир ОВ ДПС Отдела Госавтоинспекции ОМВД России по Альметьевскому району Шамиль Гарипов.
Законодатели до сих пор рассматривают возможность увеличения штрафов для нарушителей. Размер взысканий может увеличиться в разы. Например, выезд на проезжую часть может грозить самокатчику штрафом до 2,5 тысячи рублей. Пока комитет Госдумы одобрил только наказание за пьяную езду на СИМ – до 30 тысяч рублей.
Фото: Тимур Туманов
«Знамя труда», № 28 от 19.07.2024 г.
Комментарии