Еще в раннем детстве у многих из нас появляются мечты о выборе профессии. Но, как в песне поется, «Мечты сбываются и не сбываются».

Редко встретишь человека, который упорно и настойчиво стремится, чтобы мечты сбылись. Для этого нужно проявить твердость характера и огромную силу воли. Вот к таким относится и выпускник 1973 года Кичуйской средней школы Владимир Александрович Балашов, который еще в детстве заболел небом. Как это случилось?
Помнится, когда он учился в пятом классе, на встречу с учениками приехал сам Герой Советского Союза Михаил Петрович Девятаев. В душу парнишки глубоко запали его захватывающие истории о том, как он сражался за Родину, попал в плен и как ему удалось организовать побег из плена на немецком самолете. Именно тогда он решил стать летчиком. Для этого прочитал все книги, посвященные герою своей мечты. С большим интересом читал рассказы и газетные публикации, посвященные авиации. Собирал информацию о летчиках, знакомясь с их биографией, восхищался мужеством, когда им в профессии удавалось достичь вершин мастерства на жизненном пути.
Перед окончанием школы весной 1973 года в военкомате он проходил призывную медкомиссию и одновременно проходил медкомиссию в лётное училище, чтобы учиться на летчика-истребителя. К великому огорчению, с первой попытки ему не удалось пройти комиссию по причине слабого вестибулярного аппарата. Чтобы укрепить его, врач дал ему полезный совет: в течение месяца крутиться вокруг своей оси на верёвочной качели и снова пройти медицинскую комиссию.
И с утра до вечера он крутился. Его друзья подкалывали, напоминая ему, что рожденный ползать летать не может.После упорных тренировок он возвращался домой усталый и бледный. А мама Любовь Петровна, опасаясь за состояние здоровья сына, встречала его со слезами, не хотела, чтобы он занимался на износ. Но юноша твердил одно: чтобы стать летчиком, без таких тренировок он не сможет пройти медкомиссию. Через месяц юноша снова предстал перед врачами. К радости, члены медкомиссии были удивлены его достижениям. Он спокойно прошел медкомиссию в Альметьевске и поехал в Казань. Как он радовался, когда летел на самолете ЯК-40 в Казань! С трепетом в душе разглядывал самолёт, бортпроводников. Его охватили неописуемые ощущения реальности происходящего. И медкомиссию он прошел бодро и быстро. Ему сказали, что все у него хорошо и вызов на учебу в летное училище он получит в середине июня. Волна эмоций накрыла его и на обратном пути, когда он возвращался домой на самолете ИЛ-14.
Но судьба готовила ему неожиданный поворот в жизни. Перед сдачей последнего выпускного экзамена в школе его увезли на скорой помощи в больницу и сделали срочную операцию по удалению аппендицита. И неудачно! Вызов на учебу из летнего училища пришел именно в это время. Так провалилась его первая попытка стать летчиком. Выпускник школы Владимир Балашов еще полгода ездил на лечение в город Альметьевск. Лишь в декабре 1973 года он окончательно выздоровел. Так как он в школе учился хорошо, получая по физике и математике только отличные оценки, то ему учителя посоветовали поступить в техническое высшее учебное заведение.

«Буду учиться только на летчика!» – таково было его окончательное решение. И временно поступил работать учеником слесаря по ремонту технологического оборудования в НГДУ «Елховнефть». Через три месяца снова стал проходить медкомиссию в военное летное училище. Вызов на учебу в Черниговское летное училище пришел в июне. Вместе со всеми абитуриентами он снова проходил медкомиссию. Снова неудача по причине состояния здоровья: он не нашел свою фамилию в списках, прошедших ее. Вердикт врачей был строгим: на основании приказа Министерства обороны СССР абитуриенты, поступающие учиться на летчиков-истребителей, не годны для учебы, если у них имеется послеоперационная грыжа. Так и эта попытка не увенчалась успехом.
Отслужив в рядах Советской Армии, в ноябре 1976 года поехал в город Куйбышев, где устроился на работу слесарем на завод «Металлист». А по вечерам учился на подготовительных курсах с твердым намерением поступить в летное училище.
И здесь попытка поступить на учебу окончилась неудачно: у него нашли некоторые отклонения в организме во время прохождения комиссии. Ему было тогда 20 лет, поэтому врачи после лечения посоветовали поступить в училище гражданской авиации. Заверили, что туда его примут обязательно с такими показателями состояния здоровья. Так и получилось. Сдал документы в Бугурусланское летное училище. Вызов пришел 15 июня 1977 года. Он попал во вторую группу, где вместе с 35 абитуриентами снова проходил медкомиссию. Среди них только 17 были признаны годными к учебе. В их числе оказался и Владимир Балашов, который был бесконечно рад, не веря тому, что, наконец, он стал курсантом летного училища.
Сбылась его детская мечта: он с отличием окончил учебу и по распределению прибыл на работу в Казанский объединенный авиаотряд. Ему здесь все было по душе: зачеты, техническое обучение, полеты по всему Союзу, посадки в сложных погодных условиях. Поэтому он стал лучшим командиром воздушного судна ЯК-40. А уже в 1997 году Владимира Александровича назначили генеральным директором ГП «Йошкар-Олинский объединенный авиаотряд».
Исполнительный и ответственный летчик первого класса в коллективе пользовался большим уважением. Любовь к авиации ему помогла добиваться высоких результатов в трудовой деятельности. Поэтому в 2002 году его назначили генеральным директором ОАО «Татарское агентство воздушных сообщений», а с 2008 года он работает генеральным директором Агентства воздушных сообщений ООО «Дилижанс». За его плечами сегодня 8500 часов налета в воздухе.
И награды он получал по праву за трудовые заслуги. Был удостоен носить нагрудный знак «Безаварийный налет 7000 часов в воздухе», за профессионализм и большой личный вклад в социально-экономическое развитие города ему в 2009 году было присвоено высокое звание «Лучший менеджер в сфере услуг», а также был награжден Почетной грамотой Министерства транспорта Республики Татарстан, Почетной грамотой Управления гражданской авиации Республики Татарстан, юбилейными медалями «В память 1000-летия Казани», «100 лет профсоюзам России» и многочисленными благодарственными письмами.
В настоящее время Владимир Александрович Балашов является активным членом клуба «Опыт» высшего руководящего состава гражданской авиации России.
Не зря он прошел долгий путь к профессии мечты. Возможно, поэтому до сих пор ему курсантские снятся погоны.
Фото: предоставлено автором.
«Знамя труда», № 5 от 7.02.2025 г.
Комментарии