Экостатус Альметьевского района как одного из самых чистых мест в республике за прошедшие выходные ставился под сомнение дважды. Сначала жители микрорайона Алсу заметили плавающие в воде останки жертвенных животных. А позже в лесном массиве охотинспекторы нашли большую кучу биологических отходов
Смердящая находка
Второго июля около семи часов вечера штатные охотинспекторы ООО «Ласка», объезжая территории, обнаружили несанкционированный скотомогильник. Он находился между деревнями Туктар и Васильевка. Пройти мимо зловонной кучи и не заметить её нельзя. Рой мух и запах стояли невыносимые, находиться вблизи 10 метров было невозможно.
На траве заметны следы колёс. Скорее всего, останки привезли после жертвоприношения во время мусульманского праздника, но пока это только предположение.
«Очень стыдно за других»
Информация о дурно пахнущей находке появилась в соцсетях – жители не остались равнодушны.
– Как же так, уважаемые? Мы ведь все здесь живём, зачем же гадить под носом? Ведь есть же скотомогильники, куда это можно вывезти. Очень стыдно за других, – прокомментировала одна из пользователей.
Женщина права – скотомогильник неподалёку действительно есть. Более того, вывезти туда останки животных можно совершенно бесплатно.
– Согласно санитарно-ветеринарным правилам, утилизация биоотходов производится в скотомогильниках, биотермических ямах. Последние есть во всех сельских поселениях, – проинформировал ветеринарный врач-эпизоотолог Альметьевского ветеринарного объединения Ильдар Шайдуллин.
Эти ямы, по словам специалиста, огорожены и заперты. Ключи находятся у глав сельских поселений – взять их и утилизировать останки дело не сложное. Но кому-то показалось проще просто вывалить их в первом попавшемся месте.
– Когда люди вот так выкидывают – это уже какая-то бессознательность. Последствиями могут быть не только запах и мухи. Если у убитых животных были какие-то заболевания, дикие звери, съев то, что там оставлено, станут переносчиками заразы. И тогда эта маленькая проблема вырастет до катастрофических масштабов, – подчеркнул ветеринар.
И это не преувеличение. Теоретически так может появиться вспышка сибирской язвы, бешенства, бруцеллёза. А на практике не хотелось бы проверять наверняка.
Случай не единственный
Похожий случай произошёл и в черте города. Жители микрорайона Алсу в воде нашли останки барана. Среди интернет-пользователей находка вызвала возмущение. Реакция городских служб тоже была оперативной. Через несколько часов в исполкоме района сообщили о незапланированной уборке водоёма.
– В пруду микрорайона Алсу были обнаружены бараньи потроха – не самые приятные последствия священного праздника Курбан-байрам. Наши городские службы быстро среагировали и подключились к работе. Пруд очищен. Но! Уважаемые жители, давайте будем уважать друг друга и окружающую нас среду! Кто, если не мы, будет заботиться о нашей природе?! – обратились к гражданам на странице исполкома АМР в соцсетях.
– Это были останки одного барана – не так много, как писали люди. Но вонь исходила сильная. Мы выехали на место, заказали спецтехнику, загрузили и увезли на скотомогильник, – сообщил директор департамента экологии и благоустройства Ильдар Набиуллин.
Что в итоге?
Развязка истории с несанкционированным скотомогильником в лесной чаще была менее оперативной. Четвёртого июля утром на место выехала комиссия из инспекторов Россельхознадзора, лесничества и ветеринарного объединения. Куча отходов словно стала ещё больше: на жаре внутренности раздулись, киша червями. Даже на расстоянии был слышен гул сотен мух, слетевшихся на пир.
– Нам поступил сигнал, что недалеко от деревни Васильевка – несанкционированная утилизация. Предположительно, это биологические отходы от мелкого рогатого скота. Мы сюда комиссионно выехали, будем разбираться, – прокомментировала госинспектор управления Россельхознадзора Резеда Васенькина.
Специалисты сделали вывод, что останки принадлежали не баранам, а телятам или бычкам. Кроме того, в биоотходах были найдены бирки с идентификационными номерами. По ним поиск виновника упрощается в разы. Но пока всех обстоятельств инспекторы не раскрывают.
– Сюда выезжали сотрудники МВД. Надеемся, что в ближайшее время виновник будет найден, – резюмировала Резеда Васенькина.
Кощунство какое-то. Государственный лесной инспектор ГКУ «Альметьевское лесничество» Ильдар Казаков на своём посту трудится уже 46 лет. Повидал всякого, но и у него подобная выходка людей, выбросивших подобным образом отходы, вызвала шок.
– На моей памяти это первый такой случай. Кощунство какое-то. В каждом населённом пункте есть скотомогильник. Можно ведь было туда отходы выбросить, а не в лесной массив. Сейчас нам это надо собрать, увезти. Туда даже подойти страшно. А вонь эта когда пройдёт?! – недоумевает Ильдар Казаков.
Его работа, с одной стороны, приносит ему удовлетворение, а с другой – полна проблем и переживаний за природу. Неравнодушному сердцу пожилого человека больно за лес.
– Появились целлофановые пакеты, пластиковые бутылки. Люди приходят в лес отдыхать, потом это всё оставляют. Я хотел бы обратиться к народу: не делайте, пожалуйста, так. Лес – это наше здоровье, наш воздух, мы этим живём. Отдыхать приходят одни, а другие за ними потом убирают, – обратился к жителям лесной инспектор.
Убрали, а наказать?
К месту приехала спецтехника. Убирать такое – дело неприятное. Рабочие, быстро взглянув на зловонную кучу и покачав головой, принялись за работу. Отходы собрали вместе с верхним слоем земли, на котором белым слоем лежали черви. Всё загрузили в КамАЗ. Через полчаса от кучи ничего не осталось. После утилизации в дело вступил дезинсектор от государственного ветеринарного объединения. Каждый сантиметр обработали дезинфицирующим раствором. Но даже он не смог перебить стоящий запах разложения.
Инцидент на этом не исчерпан. Ведётся расследование и установление виновника.
Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации за нарушение порядка утилизации и уничтожения биологических отходов предусматривает ответственность по статье 10.8. Гражданам такая безалаберность может стоить от четырёх до пяти тысяч рублей, должностным лицам – от двадцати тысяч до сорока, юридическим – от пятисот до семисот тысяч рублей либо грозит приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
«Знамя труда», № 26 от 07.07.2023 г.
Комментарии