Мы продолжаем рассказывать о людях, в честь которых названы улицы нашего города
В микрорайоне Дружба есть улица, берущая начало от бульвара Мухаммадьяра и заканчивающаяся на пересечении с улицей Биляр.
Она носит имя Баки Идрисовича Урманче — живописца, скульптора, графика, фотографа. Он был народным художником РСФСР, народным художником ТАССР, заслуженным художником Казахской ССР, лауреатом премии имени Габдуллы Тукая. В музее изобразительных искусств Республики Татарстан хранится богатая коллекция произведений Баки Урманче. Хотя судьба забрасывала художника и в Москву, и в Соловки, и в Среднюю Азию, многие произведения были созданы в Казани. Здесь воплотились основные творческие замыслы Урманче.
Баки родился 23 февраля 1897 года в деревне Куль-Черкен (Черки-Гришино) Тетюшского уезда Казанской губернии (ныне Буинский район Татарстана) в татарской семье имама Идриса Урманче и вышивальщицы Махджубы Урманче.
Уже в детстве началось становление мальчика как художника: вышивание, ткачество, народные промыслы, рисование узоров были частью жизни семьи.
В десять лет Баки приехал в Казань, чтобы научиться хорошо рисовать, но в медресе рисованию не учили, а двери художественной школы для татар в то время были практически закрыты. Профессию он смог получить только после Октябрьской революции, когда исчезли запреты, налагаемые религией.
В 1919 году Урманче поступил учиться в «Свободные художественные мастерские» в Казани, а затем — во ВХУТЕМАС в Москве. Урманче принадлежал к тому поколению советских художников, которые должны были сформировать новый художественный язык. Он участвовал в выставках, много работал. В 1926 году вернулся в Казань. В 1929-33 годах ссылка на Соловки прервала его творческую карьеру, но, вернувшись в Москву, он вновь включился в художественную жизнь столицы. Его приняли в Союз художников.
В 1941-56 годах Баки Урманче работал в Казахстане, где создавал исторические полотна, многочисленные пейзажи, портреты деятелей культуры, политиков, скульптурные работы, монументально-декоративные барельефы, панно.
В 1957 году, в возрасте 60 лет, Урманче вернулся в Казань. Начался новый творческий период его жизни, которому не стал помехой возраст. Еще более 30 лет он радовал поклонников своими работами.
Урманче создал новое татарское искусство, основанное на традициях европейской художественной культуры, но он всегда был глубоко национальным художником. Это проявлялось в выборе сюжета, темы, он искал и применял национальные приемы в живописи, графике, использовал татарский колорит, ритм и мелодику.
В пейзажных работах этого периода преобладают городские мотивы. Причем город изображается как естественная среда обитания человека, его большой дом — родной, уютный, спокойный. Художник не увлекался памятниками архитектуры. Он предпочитал писать обычные, «рядовые» улицы и уголки Казани.
«Сумерки», «Улочка», «В Ленинском районе», «Окраина Казани», «Индустриальный пейзаж», «Дворик» — разные по мотивам работы, но их роднит чувство любовного преклонения художника, для которого нет неживописных мест, а есть великая книга природы, которую он умеет прочесть. Пейзажи Урманче наполнены воздухом, светом.
Не менее высоких художественных результатов достиг Урманче и в ряде живописных портретов казанского периода. Одним из самых обаятельных образов стал портрет Разии Файзуллиной. Очарование женственности, красоты, изящества, исходящее от него, захватывает зрителя целиком.
В 1968 году художник написал серию портретов советских военачальников — генерал-майора Ф. Булатова, гвардии полковника К. Гизатуллина, гвардии генерал-лейтенанта Героя Советского Союза Г. Сафиуллина. Урманче чутко уловил сущность и особенности характера каждого из них. Поэтому при сходстве жизненных судеб они предстают как неповторимые личности, прожившие яркую, наполненную ратными трудами жизнь.
Одним из главных, значимых акцентов в творчестве Баки Урманче является тукаевская тема. Он постоянно обращался к образу поэта, к его произведениям и миру идей, иллюстрировал его творения.
В 1976 году он создал в родных местах поэта, в селе Кырлай, уникальный Тукаевский комплекс, в котором всё — от здания музея и скульптурного изображения перед ним до декоративного оформления и воплощений персонажей — выполнено по единому замыслу и проектам Урманче. Активное участие принял и в оформлении музея Тукая в Казани, который открылся в 1986 году, к 100-летию со дня рождения народного поэта.
За всю свою жизнь он создал более 150 скульптур. При всей возвышенности, даже некоторой идеализации, созданные им образы всегда сохраняют индивидуальность. Любимый материал мастера — уральский мрамор, но самые интересные, самобытные произведения он создал в дереве.
Одной из первых его работ стал мраморный бюст поэта Габдуллы Тукая. Впоследствии Урманче создал ещё несколько портретов поэта и серии произведений на его сюжеты. За бюстом Тукая последовали портреты татарских поэтов, писателей, композиторов, учёных, среди них Муса Джалиль, Кул Гали, Насыри, Бабич, Марджани, Кариев, Ибрагимов.
Один из вариантов портрета Джалиля — большой мраморный бюст — установлен в фойе Театра оперы и балета в Казани, носящего имя замечательного героя-патриота.
Все создания Урманче по-настоящему современны, и это качество не утрачивается с годами.
Жизнь Баки Идрисовича Урманче закончилась 6 августа 1990 года. Он прожил девяносто три года, став классиком татарского изобразительного искусства.
100-летие со дня рождения Урманче отмечалось в Татарстане с большим размахом. Также, как и в нашем Альметьевске, одной из улиц Казани присвоили имя мастера. Было установлено несколько мемориальных досок и сооружено надгробие. В центре Казани открыли памятник и музей Баки Урманче.
Собрание музея насчитывает более 150 документов и фотографий. Каждые два года в Казани проходит конкурс работ художников Татарстана на премию имени Баки Урманче.
Комментарии