Адресная матпомощь, налоговые льготы, подпитка кадрами и снижение административных барьеров – все эти темы были подняты на встрече Тимура Нагуманова с представителями мелкого и среднего бизнеса – рестораторами, фермерами, руководителями спортивных школ и центров креативной индустрии, изобретателями
Опыт бывалых
Одним из первых взял слово бизнесмен Харис Мухаметшин. Он начинал ещё в 1991 году. Выбрал нетипичную для Альметьевска нишу – сферу инноваций. Высокие технологии на благо обществу сразу поставить не получилось.
К сегодняшнему дню предприниматель набрал с десяток патентов. Из эксцентричных – футуристичный летающий автомобиль. Из более реалистичных – автоматы для приёма и переработки пластиковых бутылок. Их он хотел внедрить в городскую среду, установить в общественных местах. Но такие пункты приёма вторсырья почему-то не прижились.
В 2018 году Харис, как и два десятка предпринимателей Альметьевска, стал участником муниципальной программы поддержки малого бизнеса – получил помещение под мастерскую. Его по упрощённой программе перевели из жилого фонда в нежилой.
Сейчас предприниматель-изобретатель пришёл на встречу с руководством района с просьбой открыть в городе уголок для стартаперов.
– В бюджете не предусмотрено финансирование инновационных проектов. Мне отказали. Может быть, тогда изменить бюджетные правила и создать что-нибудь такое? А если создавать, то лучше технопарки и какие-нибудь инвесторы свои средства могут туда вложить, – предложил Харис Мухаметшин.
– На это дело не хватит и всего нашего муниципального бюджета, даже на стартовый этап, – ответил ему глава района Тимур Нагуманов.
Технопарк, как островок безопасности и стабильности в изменчивости рынка, поможет тем, чей проект может воплотиться лет через 10-15. Альметьевский район такую меру поддержки бизнесменов не потянет физически. Чтобы в нефтеграде или его пригороде появился свой Иннополис, нужны десятки миллиардов рублей.
Воплотить идею в жизнь возможно только с помощью объединённых регионального, федерального и спонсорского бюджетов. Похожий проект сейчас реализует Минпромторг. Из того, на что сейчас могут надеяться предприимчивые граждане, – налоговые льготы для промплощадок. Но они появятся со следующего года.
Чтобы знали, как лопату держать
– Есть предложение приучать детей к труду с раннего возраста. Например, класса с восьмого уже отправлять к нам на предприятия. Мы, как и все, сталкиваемся с проблемой нехватки кадров. Может возродить практику учебно-производственных комбинатов? Это же возможно на уровне города – тут не надо никаких законодательных актов принимать, – обратился к главе предприниматель-ресторатор Вячеслав Миллер.
Идею о возвращении УПК поддержали и другие представители бизнеса в сфере общественного питания. Совмещение теории и практики почти в равных объёмах сейчас практикуют в техникумах. Например, в Альметьевском политехническом. В год он выпускает до 500 человек.
В случае АПТ это прямая потребность потенциальных работодателей-производственников. Они представлены большой тройкой нефтяников: «Татнефть», «Таграс» и «Шешмаойл». А вот у малого и среднего бизнеса с трудоустройством подростков возникают сложности. За лето через кадровый центр трудоустроилось больше 570 школьников. Им предлагали работу по четырём направлениям: «Спорт», «Образование», «Культура», «Молодёжная политика».
– Проблема в том, что многие из вас не могут официально трудоустроить, берут по договору ГПХ (гражданско-правого характера). Все ваши заявки у нас есть, мы их будем рассматривать, потому что ваши профессии максимально доступные, в отличие от производственников, которым, скажем, нужен механик высокого уровня или просто механик на буровое оборудование, – парировал директор альметьевского ЦЗН Роберт Ганиев.
Гонка с препятствиями
А что касается административных барьеров, то тут к обсуждению подключились фермеры. Алексей Заикин – предприниматель в сельском хозяйстве уже восемь лет. У него почти 2000 голов мелкого и крупного рогатого скота. Сейчас Алексей столкнулся с проблемой: его землю инспекторы то и дело воспринимают как заброшенную.
– Зачем вообще доводить до суда? Почему мы не можем всё решить административно, в досудебном порядке? Хотя сама практика, я считаю, хорошая – выявлять заброшенные участки. Нас, фермеров, не так много в районе, чтобы за все эти годы не запомнить. Нам приходится каждый раз заново доказывать, что мы там скот пасём и пахать нам землю не надо, – рассказал Алексей Заикин.
По мнению районных властей, суд в таком случае – единственный работающий инструмент. Если он признает, что земля Алексея не заброшенная, а такой в районе около 10000 гектаров, то надзорные органы фермера больше не побеспокоят.
Если говорить о прямой поддержке, то с начала года Альметьевский центр занятости выдал 15 грантов начинающим бизнесменам на общую сумму 2 миллиона 176 тысяч 500 рублей.
Фото: Тимур Туманов.
«Знамя труда», № 38 от 29.09.2023 г.
Комментарии