Сегодня, 19 мая отмечается День печати Республики Татарстан.
Как работали в условиях цензуры времён СССР, а из рабочих инструментов были лишь ручка и бумага? Какие темы для статей вечны, у кого нужно учиться, чтобы стать лучшим и не устареть, рассказала журналист с огромным опытом, писательница и путешественница Анастасия Вакатова.
Физмат и «Настины письма»
«Трое суток шагать, трое суток не спать ради нескольких строчек в газете», – именно эти слова из «Песни журналистов» когда-то захватили воображение школьницы Анастасии Вакатовой. Профессия заинтересовала, но круглая отличница всё же решила учиться в вузе на физико-математическом факультете. Поступление не удалось, однако из-за острой нехватки учителей ей доверили обучать детей немецкому языку, а затем и математике.
Спустя два года девушка стала студенткой педагогического института, вела общественную работу, а потом как активистка отправилась в Москву в Высшую комсомольскую школу, где попала в идеологическую группу. Все эти занятия Анастасия Михайловна умудрялась объединять с деятельностью публициста.
– Когда ещё работала в комсомоле, у нас был договор с редакцией. Мы совместно выпускали четыре или пять страничек на разные темы: для подростков правонарушителей, о творчестве и литературе и так далее. По приезде в Москву писала о жизни в столице и меня печатали под рубрикой «Настины письма». Тогда только после вуза пришла молодая редактор, которая горела своей работой. Я горела ею тоже, и у нас сложилась хорошая команда, – поделилась воспоминаниями о начале профессионального пути Анастасия Вакатова.
А после рождения ребёнка молодую маму и вовсе освободили от нагрузки в комсомоле и направили по тому пути, о котором она думала ещё в школе. Так, с 1979 года её жизнь стала крепко связана с журналистикой и редакциями газет – лаишевской «Камской новью» и альметьевским «Газопереработчиком Татарстана».
«Указивки» и «Срамотная»
Во время начала карьеры Анастасии Вакатовой над изданиями царствовал великий и ужасный обллит, который мешал своей цензурой СМИ. Во всяком случае так считают многие сейчас. Однако, по словам Анастасии Михайловны, дело обстояло не совсем так.
– Под секретным-секретным замком в секретном-секретном сейфе лежали документы, где было написано, что нам нельзя делать. В редакцию присылали книжечки с указаниями, которые журналистам приносили для подписи. А если мы допускали ошибки, в Казани собирали комиссии, на которых нас отчитывали. На самом деле всё не так страшно. В обллит отсылали на проверку далеко не каждый номер, потому что нам доверяли.
Запреты были схожи с сегодняшними: разжигать межнациональную рознь, призывать к терроризму и так далее. У нас были «указивки», например, постоянно давать материалы о пользе рапсового масла, но всё зависело от усмотрения редакции. Вообще, важна личная позиция. Сможешь её отстоять, значит, напечатают, а если ты скажешь: «Есть!» и пошёл, то… – так описала Анастасия Вакатова будни редакций 1980-х годов.
Кроме того, она рассказала, что отсутствие компьютеров тогда не вызывало никаких сложностей. Журналисты писали тексты вручную, а бумаги не жалели: не понравилось – смял лист, выбросил. Также работали машинистки, которые могли разобрать любой почерк, и в типографию шёл уже печатный текст. Правда, украшения к заглавным буквам в газетах также рисовали от руки, и иногда это приводило к казусам.
– До сих пор с ужасом вспоминаю, как у нас чуть не вышел тираж с ошибкой. Оставили место для красивой буквы «Г», а в последний момент там кто-то поставил «С». Понятно, какое слово получилось вместо «Грамотная»… Хорошо, что у нас трудились корректоры от бога. По пять раз выверяли материалы и поймали огрех, – отметила Анастасия Михайловна.
Темы вечные и темы любимые
Неисчерпаемой темой для материалов в СМИ и тогда, и сейчас, по заверениям Анастасии Вакатовой, являются проблемы ЖКХ и экологии:
– Какие бы постановления ни выходили, вопросы к коммунальщикам остаются по сей день. И мы о них часто писали. Также делали много материалов о бережном отношении к экологии, но и реки засорять продолжают.
Писать же Анастасия Михайловна всегда любила про интересных людей с неординарными мыслями и поступками, оригинальными увлечениями. Тех, кто обладает неуёмной жаждой жизни, фонтанирует идеями и воплощает их в реальность. Неудивительно, что одним из её героев стал Михаил Землянов, о котором журналистка даже написала книгу.
– Я очень горжусь тем, что в прошлом году мы выпустили книгу про Михаила Землянова. Потому что такие люди воплощают в себе желание жить, творить, улучшать, которое не уменьшается с годами, а возрастает. Если он сказал, будучи студентом, что через 50 лет снова поднимется на Эльбрус, то, несмотря на возраст под 80, Михаил Егорович это сделал, – рассказала Анастасия Вакатова.
По её мнению, нужно писать и знакомить наших жителей с их талантливыми и активными земляками. Чтобы школьники изучали биографии тех, кто жил или живёт с ними рядом, писали по ним сочинения и смогли взять лучшее от них в нужный момент.
Несколько жизней сразу
По убеждению Анастасии Вакатовой, нет лучшей профессии, чем журналист. Она даёт возможность прожить несколько жизней за свою одну. Встречаешься с педагогами – ты педагог, работаешь со спортсменами – ты спортсмен, пишешь о «моржах» – ты «морж». Потому что каждый раз не только слушаешь, но и вникаешь. А ведь выйдя на заслуженный отдых, когда-то она пообещала себе не писать больше ни строчки, отдыхать на всю катушку. Не вышло.
– Журналистская работа захватывает. У тебя нет ни выходных, ни проходных. Ты как свадебная лошадь. Весь перед в полотенцах, а круп в поту, потому что все на праздниках веселятся, а потом отдыхают. А мы пашем. Но к этому привыкаешь, мозги иначе и не работают. Через год, два на пенсии душа не выдержала и началось, – рассказала она.
Сейчас она задействована в нескольких проектах, самым крупным из которых является «Историю вершат люди», где она интервьюирует ветеранов различных отраслей для виртуального музея. Также планирует выпустить несколько книг и много путешествовать. Будущее же татарстанской печати Анастасия Вакатова видит в следовании СМИ законам времени.
– Не надо вытаскивать из шкафа старьё, стряхивать с него пыль и выдавать за новое. Я благодарна своим учителям и коллегам, но сейчас учусь у детей и внуков, иначе безнадёжно отстанешь. Кроме того, многое зависит от нашего, журналистов, желания творить так, чтобы публике это нравилось, – заключила Анастасия Вакатова.
Фото: Анастасия Вакатова.
«Знамя труда», № 19 от 19.05.2023 г.
Комментарии