За плавным скольжением на льду и акробатическими прыжками стоят долгие часы изнурительных тренировок и огромная педагогическая работа наставников. Многократная чемпионка Урала и призёр Международных соревнований Юлия Алчинова рассказала о своём опыте как в роли фигуристки, так и тренера.
Жёсткий отбор: первый урок падений
– Когда мама впервые повела меня на тренировку, я была четырёхлетним ребёнком и кричала: «Ура! На лыжах буду кататься!», – рассказала старший тренер по фигурному катанию на коньках в Альметьевске Юлия Алчинова.
Сейчас в фигурное катание берут детей с трёх лет. Тренер объяснила, что это обусловлено так называемой «молодостью» вида спорта. Карьера у них заканчивается уже в 15-16 лет. Кроме того, именно в этом возрасте ребята наиболее пластичные, им можно быстро улучшить растяжку и результаты занятий проявятся скорее.
При отборе в первую очередь тренеры оценивают внешние характеристики ребёнка. По наблюдениям Юлии Алчиновой, высоким детям кататься очень сложно. Они почему-то будто заплетаются в своих же ногах, им необходимо прилагать гораздо больше усилий, чтобы просто сесть. Ребятам с лишним весом тяжело даются прыжки, которые важны для фигуриста.
В идеале будущий спортсмен должен быть маленьким, лёгким, гибким и прыгучим. Также нужна хорошая координация. Однако тренер отметила, что иногда дети быстро приобретают нужную физическую форму уже в процессе занятий, а гибкость можно развить с течением времени.
В фигурном катании нередки падения, которые могут закончиться достаточно серьёзными травмами, поэтому на первом же занятии ребят учат правильно группироваться.
– Я постоянно ударялась копчиком и ушибала кисти рук. Маленькие дети могут лишиться зуба и часто разбивают подбородок, бывает, что зашивать приходится. Не исключены и переломы, после которых может возникнуть сложно преодолимый страх перед катанием. Иногда привлекаем психолога. Поэтому так важно научить их правильно падать. Практически весь первый месяц занятий они только этим и занимаются: падают – встают, – поделилась Юлия Сергеевна.
Всё детство впустую?
Маленьким фигуристам бывает непросто. Юлия Алчинова рассказала:
– Спорт достаточно трудный, жёсткий даже. У ребят в день по три тренировки: разминка, лёд, хореография. А ведь ещё нужно ходить в школу и делать уроки. В Москве дети вообще тренируются по восемь часов в день и находятся на домашнем обучении.
Помимо этого, ребятам нельзя есть сладости, под запретом также хлеб, макароны, картофель и многие другие продукты. Конечно, дети время от времени нарушают диету. Однако тренеры это сразу замечают. Прибавка в весе даже на полкилограмма уже сильно влияет на фигуриста, это может помешать сделать прыжок, а значит, и потерять целый элемент, который он выучил.
Юлия Сергеевна призналась, что и у неё бывали времена, когда она потихоньку ела конфеты, пыталась прогуливать и вообще хотела всё бросить. Особенно сильно кризис настигал, когда что-то долго не получалось: «Иногда бьёшься, бьёшься с одним элементом как рыба об лёд, и никаких результатов. Но потом вдруг приходит какое-то вдохновение и всё удаётся. И вновь ты любишь лёд, и это навсегда».
Также Юлия Алчинова отметила, что у неё было просто замечательное детство. Всё оно заключалось в фигурном катании, а это не только тренировки, но и путешествия без родителей, ночёвки в гостинице с подружками, соревнования, победы. А быстрое окончание карьеры, которой посвятила все юные годы, она считает скорее бонусом.
После можно успеть завершить обучение в школе, поступить в вуз и освоить новую профессию, либо уйти в синхронное катание, где уже можно работать чуть ли не до 30 лет. В конце концов есть ещё и тренерская деятельность.
Учить сложнее, чем учиться
Юлия Алчинова рассказала, что родилась и выросла в Екатеринбурге. Жила по соседству с ледовым дворцом, родители обожали фигурное катание и решили, что дочери нужно попробовать. У девочки всё получилось, а когда она повзрослела, её тренер попросила помочь ей в воспитании младшего поколения. Новая работа понравилась, и на предложение стать преподавателем в Заинске она ответила согласием. Затем уже переехала в Альметьевск.
По словам Юлии Сергеевны, учить кататься на льду оказалось гораздо труднее, чем кататься самой.
– Нужно буквально залезть в голову каждому ребёнку и правильно разложить там всё по полочкам. Кроме того, этот спорт не стоит на месте и, если раньше самым сложным элементом был тройной прыжок, то теперь уже делают пятерные.
Также непросто приводить детей в чувство перед соревнованиями. Это большой стресс, и чем старше они становятся, тем сильнее переживают: летают бабочки в животе, ноги подкашиваются. Некоторые не справляются, такое бывает.
Ребёнок может быть очень талантливым, но несоревновательным. А другие, наоборот, постоянно совершают ошибки на тренировках, ленятся, но в момент состязания собираются и прокатываются идеально, – поделилась тренер.
Юлия Сергеевна заметила, что распознать, что из кого получится, можно только спустя пару лет тренировок. Тогда становится видно, станет он фигуристом или нет. Но если не пробовать, и узнать невозможно. Остаётся только изо всех сил помогать ребятам и взращивать в них волю к победе.
В этом деле большая работа ложится и на плечи родителей. Тренер посоветовала мамам и папам будущих спортсменов верить в своих детей: «Здорово, если они будут беседовать на тему фигурного катания, смотреть фильмы об этом вместе и найдут общего кумира. Дети почувствуют поддержку и будут трудиться».
Фото Арина Сафина
«Знамя труда», № 5 от 10.02.2023 г.
Комментарии