В рамках второго этапа в начале мая на базе Инженерного института Казанского федерального университета прошёл финал научной олимпиады «Кулибины XXI века» среди учащихся Татарстана. В числе 76 финалистов со своим проектом оказался и ученик альметьевской гимназии № 1 имени Р. Фахретдина Ильшат Шайхутдинов.
16-летний парень, желавший сэкономить время на ремонтных делах в доме, изобрёл специальный набор насадок для шуруповёрта, который позволил расширить его спектр возможностей. С этой разработкой он занял первое место в старшей возрастной группе.
Ильшат с раннего детства любил чинить приборы, помогать родителям с ремонтом и брать на себя все хозяйственные нужды. Родители сразу заметили технический склад ума ребёнка и стали поддерживать его развитие в этой сфере: юноша стал участвовать в конкурсах, где впервые научился составлять проекты и защищать их на публике.
С годами интерес к технике, механизмам и инструментам возрастал, как и потребности Ильшата: он хотел, чтобы приборы были полезны не только для него и его семьи, но и для всего общества в целом. Тогда Ильшату и пришла идея о создании универсальных насадок для шуруповёрта, который бы заменил часть инструментов, используемых в домашних делах и стал бы незаменимым устройством в любом хозяйстве.
– Я считаю, что самые интересные мысли приходят именно перед сном: в такие моменты мозг начинает проводить точный анализ всего произошедшего и нередко случается, когда ты лежишь и понимаешь, что вот сейчас родилась классная мысль. В такие моменты боишься её забыть и стараешься найти поскорее листок, чтобы записать свои размышления. Так и появилась затея создать свои насадки, – подчеркнул Ильшат Шайхутдинов.
Уже на следующий день Ильшат проснулся с чувством вдохновения и желанием творить, но, изучив интернет, он сразу же понял, что покупать нужные детали будет дорого. Юноша решил не отчаиваться и обратился к своему школьному учителю технологии Рамилю Хуснутдиновичу Ягудину, который и поддержал учащегося в начинаниях.
– Педагог обозначил, что необходимо составить полный проект с описанием всех деталей. Мы сделали его и стали отправлять на различные конкурсы. Первым стал фестиваль наук «Лимонад», где я занял третье место. Постепенно дорабатывали и совершенствовали нашу задумку. Далее подали заявку на участие во Всероссийской олимпиаде школьников по технологии, где на региональном этапе я стал призёром, – поделился Ильшат.
Работу юноши заметили: для реализации проекта Благотворительный фонд «Татнефть» оказал финансовую поддержку, тем самым подтолкнув Ильшата к новым действиям. На выделенную сумму приобрели 3D-принтер, на котором печатались насадки для шуруповёрта. У проекта появилась наглядная модель, которую школьник мог применять и доказывать её уникальность в действии.
– Сделал я несколько разнообразных видов насадок: первая – гриндер, она устанавливается к держателю вала на стенке ящика и используется для шлифования изделий, а также заточки режущих предметов. Если прикрепить эту насадку к ручке, спектр её возможностей увеличивается. Так, её можно использовать в качестве ручной ленточной шлифовальной машинки, – рассказал Ильшат. – Но это далеко не вся практическая польза прибора.
С помощью другой насадки – гравера – можно обрабатывать более мелкие детали. Сверлильный станок позволяет делать отверстия под углом, а также часто задействуется в забивании крепёжных деталей. Токарная насадка располагается на крышке ящика, она является важной при черновом и чистовом точении поверхностей и обработке отверстий.
Своё новшество Ильшат с наставником решили показать и на республиканском уровне: они отправили проект в конце марта на конкурс «Кулибины XXI века» и получили ответ с приглашением в Казань на финальный этап. Ильшат соревновался в направлении «Волонтёрские и социальные проекты» в группе из пяти человек. Каждый из них защищал свою работу перед жюри, отвечал на вопросы и раскрывал идею во всей её полноте. В итоге Ильшат Шайхутдинов стал первым.
– Я не ожидал такого результата, но был ему очень рад. Я прослушал много работ в своей номинации, и все они были достойными. Некоторые пытались решить более глобальные проблемы, например, придумывали способы очистки океанов от мусора. Такие работы действительно заслуживают настоящей похвалы, – подытожил юноша.
Ильшат Шайхутдинов – это яркий пример того, как даже обычный школьник может оказать огромное влияние на нашу жизнь с помощью своих умений и знаний. Его история вдохновляет всех нас взять на себя ответственность за окружающую действительность и найти способы, чтобы сделать её лучше.
«Знамя труда», № 19 от 19.05.2023 г.
Фото: Екатерины Андреевой.
Увидели или узнали что-то интересное? Сообщите об этом журналистам ЮВТ-24: almet-tv@mail.ru или + 7 917 255 40 26
►Узнавайте все новости первыми – подпишитесь на телеграм-канал ЮВТ-24!
Комментарии