Кирилл Булатов в ЛНР осмотрел больше тысячи детей.
Словно и не было прошедшего месяца и командировки туда, где постоянно раздаются взрывы. В Лисичанск он уехал 22 ноября, а вернулся накануне Нового года.
Прифронтовой город
Светлое, тёплое, оснащённое необходимым оборудованием помещение и полный набор медикаментов – там это кажется чем-то далёким. Небольшой город Лисичанск в Луганской народной республике сейчас считается прифронтовым. Линия, за которой шли бои, на момент приезда врача была в 5 километрах от города, в котором живут люди, в том числе дети. Сейчас её отодвинули на 15-20 километров. Форму доктора с весёлыми картинками для детей пришлось сменить на тёплые штаны и пуховик. А под смотровую приспосабливать разные помещения.
– Я начал осмотр в центральной поликлинике, единственном функционирующем медучреждении. Потом принимали в разных школах. Туда дети раз в неделю приходят на 20 минут, получают домашнее здание и уходят домой. В школах есть хоть какие-то генераторы, ставят небольшую обогревательную пушку, и удаётся держать температуру хотя бы в +5-7 градусов, – рассказывает Кирилл Булатов.
В день удавалось принимать до 85 человек. За время командировки у Булатова на приёме побывали 1200 детей.
– И нет возможности провести полноценный осмотр, всё делаешь быстро, аккуратно, чтобы ребенок не замёрз. По времени тоже был ограничен, детей много, – говорит доктор. – Это у нас здесь, если у ребёнка появился насморк, ты пришёл к педиатру. А там по-другому. Мы заставляли детей прийти показаться врачу. Потому что они некоторый период времени жили в подвалах, у кого-то есть уже зажившие раны. Мы выявляли определённые заболевания, давали рекомендации, – отметил Кирилл Романович.
Было отобрано 40 детей, которых планируют вывезти в Татарстан для дальнейшего лечения. По словам хирурга, вопрос будет решаться с Министерством здравоохранения РТ.
Кирилл Булатов рассказывает, что благодаря работе организационной группы, в которую вошли Евгений Варакин – заместитель премьер-министра Татарстана и нынешний куратор Лисичанска, и его помощники, удалось организовать приезд раз в неделю узконаправленных специалистов: кардиолога, узиста, ортопеда. С их помощью было обследовано 280 ребят.
Живут под звуки взрывов
Доктор отмечает, что, на удивление, дети в основном физически здоровы. Это поразительно, учитывая, в каких условиях они живут в последнее время. Опасения вызывает их психологическое состояние.
– Процентное соотношение хирургических патологий, которые нужно исправлять, у нас выше, чем у них. Основная проблема – это неврологическое состояние детей, отклонения, которые начались вследствие бомбёжек и обстрелов. Я сам это прочувствовал: действительно стало нормой, что рядом с тобой постоянные взрывы, как гром. А они живут с этим около полугода, а то и дольше, – говорит хирург.
Специалист отмечает, что дети замкнуты, необщительны, очень зажаты. Но есть и те, с кем ему удалось наладить контакт. По словам медика, более открыты, ласковы маленькие пациенты. Очень разговорчивой оказалась и девочка-подросток, которая собирается поступать в мединститут. Многие родители, узнав, что доктор приехал из Татарстана, останавливали его прямо на улице, просили осмотреть детей.
Отвергая страх
Кирилл Булатов рассказывает, что, безусловно, понимал, куда едет и с каким риском это связано. Но всё равно для него было шоком увидеть разрушенный город.
– Я общался с населением. Говорят, что 80% взорванных зданий и коммуникаций – дело рук украинцев. Они отступали и, сдавая Лисичанск, подорвали всю инфраструктуру, водоканал, ТЭЦы, жилые здания. Город выживает только на генераторах. Нам в Татарстане привычна вся эта городская красота, праздничные огоньки. А там сразу поражает мрачность, город серый, людей на улицах мало. Едешь, и ничего нет, только огромное количество разрушенных зданий. Это поражает, я такого никогда не видел, – делится впечатлениями детский хирург.
За время командировки он побывал и в нескольких деревнях. И там было ещё страшнее.
– Постоянные обстрелы, недавно поликлинику взорвали. Это примерно в 20 километрах от центра города. Я не представляю, как там можно жить, – признаётся врач. – Лисичанск – город большой, протяжённостью в 43 километра, и каждый день что-то «прилетало», взрывы слышны постоянно. Сначала, как любой человек, испытываешь страх. А потом к этому привыкаешь. Ты слышишь, что где-то рядом взорвалось, но, словно не понимаешь этого, просто идёшь и делаешь свою работу.
За 4 дня в деревнях он осмотрел 170 детей. А после обеда альметьевский хирург отправлялся в военный госпиталь и занимался лечением раненых солдат.
Изначально он поставил перед собой задачу осмотреть как можно больше детей, и он её выполнил. Поддержали жителей и гуманитарной помощью. Он составил список необходимых для детей лекарств, которые тоже были привезены.
Миссия будет выполнена
Альметьевский хирург восхищён стойкостью и мужеством своих лисичанских коллег. Организовать лечебный процесс в городе без света и тепла непросто. Главврачу больницы удалось поставить три тепловые пушки. Они отапливают отделение круглосуточного стационара на 30-35 коек для взрослых.
Булатов считает, что будет там полезен и дальше. Скоро в Лисичанске запустят ещё один стационар, сейчас восстанавливают здание, меняют окна, крышу. И если в нём будет потребность, он снова туда отправится.
– Лисичанцам очень нужна наша помощь, как гуманитарная, так и специалистами. Это такие же люди, как мы, те же русские, они говорят на русском языке. Правда, они ждут от нас поддержки.
Первым, кто встретил доктора по возвращении, была его жена Елизавета. Она приехала в Казань в 5 утра, не спала ночью и готовила любимые блюда мужа. А 2 января он уже вышел на работу. Коллектив тоже ждал своего коллегу, многие переживали за него. Постоянно поддерживали в поездке своего врача и пациенты.
– Меня поразило, что многие писали не просто пожелания скорейшего возвращения. А предлагали помощь, спрашивали, что нужно, куда отнести гуманитарку. И у меня появилась такая мысль – собрать груз. Моя задача как медработника сейчас – найти «Газель», собрать эти лекарства и отправить. Если это получится и удастся тех 40 детей привезти в Татарстан на лечение, я буду считать, что моя миссия выполнена, – делится планами Кирилл Булатов.
Жителям Лисичанска нужны тёплые вещи, термобелье, средства личной гигиены, необходимы стандартные медикаменты, те, которыми пользуется каждый: противовирусные препараты, сиропы для детей.
Катерина Машенцева
Комментарии