Правительство страны готовит ещё несколько законов, касающихся пользователей СИМ
Средства индивидуальной мобильности – такое название дали самокатам, сигвеям, гироскутерам и моноколёсам, когда в марте 2023 года их признали транспортными средствами. С тех пор административная статья 12.29 распространяется и на них.
И пользователи СИМ, конечно, не автомобилисты, но список нарушений, по которым их могут привлечь к ответственности, тоже солидный. Для сравнения: у пешеходов и велосипедистов основных причин – две. Большинство нарушений наказывается штрафом в 800 рублей.
– На тротуарах и пешеходных дорожках необходимо предоставлять преимущество пешеходам, спешиваться перед пешеходным переходом и переходить улицу только по пешеходным переходам, предварительно убедившись в своей безопасности, – прокомментировал врио заместителя начальника отдела Госавтоинспекции по АМР Шамиль Гарипов.
Самые строгие взыскания за пьяную езду и причинение легкого или среднего вреда здоровью – 1500 руб. А какие из них самые частые, стражи дорожного порядка выясняют на тематических рейдах.
Между первым и вторым
СИМы в Альметьевске в основном представлены электросамокатами. Гироскутеры, моноколёса и сигвеи не так востребованы в народе. А последнее считается и вовсе экзотикой. Плюс ко всему – самокаты можно взять в аренду.
Сейчас в городе действуют две фирмы проката, в общем у них около 300 единиц транспорта. Водители арендованного транспорта чаще автоинспекторам и встречаются. Как правило, нарушители долго себя ждать не заставляют – стоит только выйти в рейд.
Первый же самокатчик, который попался экипажу, не спешился, пересекая проезжую часть. На этот раз инспекторы решили не вставать постом возле одной из крупных парковок, а патрулировать самые популярные маршруты. Например, улицу Ленина и примыкающие к ней улицу Маяковского, проспект Строителей и через него улицу Шевченко.
Всего в тот вечер на улицы города в рейд вышли ещё три машины. В основном автоинспекторам попадались те, кто не спешивался на пешеходных переходах. Кроме этого, сейчас пользователям СИМ ЗАПРЕЩЕНО:
1. Перевозить груз, который мешает управлять или выступает за габариты транспорта больше чем на полметра по длине или ширине.
2. Перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией.
3. Перевозить детей до 7 лет без специально оборудованных мест.
4. Поворачивать налево или разворачиваться, если на дороге больше одной полосы в одну сторону или есть трамвайное движение.
И по последней категории в этом рейде тоже нашёлся нарушитель.
– Тут же брусчатка, тут нет велосипедной дорожки, – объясняет самокатчик.
– А там слева? – уточняет инспектор.
– Там же нет велодорожки, – стоит на своём нарушитель.
– Вот поэтому надо спешиться и пройти по пешеходному переходу, – объясняет автоинспектор.
Мужчина, заехав на улицу Маяковского с Тимирязева, по сути нарушил сразу несколько пунктов ПДД. Но самый главный – он выехал на проезжую часть при наличии тротуара. Состояние дорожного полотна и его фактура – асфальт или брусчатка – с точки зрения закона исключительно вопрос комфорта ездока. Другое дело, если бы на тротуаре велись дорожные работы. Тогда пользователь СИМ был бы прав.
За время рейда 4 экипажа ДПС выписали штрафы 14 самокатчикам.
А с начала сезона два пользователя СИМ попали в ДТП и получили травмы различной степени тяжести.
А что можно?
Пока законотворцы по пользователям СИМ от своей предыдущей позиции отошли не сильно: по большому счёту, это пешеходы. Поэтому и двигаться за пределами велодорожек они должны как пешеходы.
Если самокатчик едет по тротуару, его скорость должна соответствовать скорости потока. И внутри жилой зоны он может передвигаться свободно, а автомобиль должен уступить ему дорогу. С появлением в Альметьевске развитой велоинфраструктуры двухколёсный транспорт стал полноценной альтернативой транспорту общественному. У кого-то круглый год, но в массе своей до первых холодов.
Сначала всем бесколёсным предложили прокатные велосипеды. А с распространением у населения разного рода электротранспорта появление прокатных самокатов было вопросом времени. В 2021 году в город вошла первая франшиза. В 2022-м их действовало уже три, и в этом их осталось две. В отличие от более крупных городов что Татарстана, что России в Альметьевске все три категории участников движения передвигаются каждая по своей дороге.
Ранис Хисиев как раз использует самокат как замену общественному транспорту. Он работает в офисе на улице Тельмана возле военкомата. На обед ездит в кафе, на улицу Ленина. Путь почти в полтора километра пешком у него бы занял 17 минут. На машине – всего 6. И выбранный им самокат позволяет сравняться по времени с автомобилем.
– Он мобильный, быстрый и дешёвый. Я могу спокойно на обеде выехать, доехать до места, это очень удобно. Около работы парковка, здесь парковка. И почти везде сейчас есть парковки, – объясняет Ранис свой выбор.
Автоинспекторам мартовские поправки только облегчили работу. Теперь им не нужно рассматривать каждый случай индивидуально и заниматься толкованием законов на местах. Теперь есть конкретные правила, которых просто нужно придерживаться. И поддержку закона почувствовали владельцы фирм прокатчиков. В их статистике самые частые нарушители – любители кататься по несколько человек на одном самокате.
– По сути, у нас договором предусмотрено, что мы можем накладывать и свои штрафы на злостных нарушителей. Вплоть до того, чтобы блокировать их аккаунты и не допускать их к прокату. Первый штраф будет 100 рублей, второй – 200 и на третий уже запрет, – поясняет владелец фирмы проката электросамокатов Артур Хасаншин.
Два штрафа самокатчик не получит. Это больше мера воздействия для тех нарушителей, которые с автоинспекторами не повстречались.
На повестке дня
После долгого перерыва в обсуждениях начиная с 1 марта 2023 года законотворцы принялись наперегонки вносить предложения по регулированию ситуации с электротранспортом. Как самый распространённый обсуждают именно самокаты. Этой осенью в Госдуму РФ должны внести законопроект о штрафах для самокатчиков-лихачей на 5000 рублей.
Научный центр безопасности дорожного движения МВД РФ привёл статистику за первое полугодие 2023 года. По всей стране за этот период произошло больше 1043 аварий с участием пользователей СИМ. В них погибло 12 человек и 1082 получили различные травмы.
И по всё той же статистике, в большинстве случаев пользователи СИМ поучаствовали на личном транспорте, в меньшей части – на арендованном: 49,6% и 45,3% соответственно.
Параллельно во фракции ЛДПР готовят проект закона о госномерах для самокатов. Похожая ситуация 5-7 лет назад происходила и с велосипедами. Только до воплощения в жизнь дело таки не дошло.
А некоторые фирмы проката всерьёз озаботились жизнью и здоровьем своих клиентов. Одна из самых крупных компаний в стране планирует укомплектовать свои самокаты шлемами. Пилотный проект сначала хотят обкатать в Москве, Санкт-Петербурге и Астане. Сейчас компания работает и над другими инициативами по повышению безопасности своих пользователей. Одна из них – школа вождения электросамокатов.
А как будет выглядеть рынок услуг в частности и ситуация с СИМ в общем, на практике мы узнаем в следующем сезоне.
Фото: Тимур Туманов.
«Знамя труда», № 31 от 11.08.2023 г.
Комментарии