За восемь месяцев мошенники обманули горожан больше 500 раз.
По данным местного отдела полиции, за восемь месяцев года больше 500 раз мошенники обманули доверчивых горожан. Для сравнения: за тот же временной отрезок прошлого года количество случаев только приблизилось к пяти сотням.
Тревога!
С января по август 2025 года мошенники обманули горожан 516 раз. Сумма ущерба превысила 800 миллионов рублей. Что для Альметьевска рекорд. Правда, нефтяная столица Татарстана привыкла фигурировать в благополучных рейтингах и ставить рекорды по уровню благоустройства, вовлеченности граждан в экологическую повестку и далее по списку.
Портит репутацию, мягко говоря, не очень благополучная статистика по уровню преступности, в которую входят не грабежи, разбои и убийства, а разные формы мошенничества. В последнее время это самое актуальное преступление, которое оставляет далеко позади все прочие противоправные деяния. Для сравнения: если убийств в среднем в год происходит примерно 10, то в разделе высокотехнологичных преступлений счет идет на сотни. И последние, в зависимости от суммы ущерба, также могут входить в категорию тяжких. За весь прошлый год альметьевские правоохранители зафиксировали показатели на уровне 548 случаев неправомерного доступа к компьютерной информации и 776 мошенничеств. Сумма ущерба составила, по нынешним меркам, скромные 290 миллионов рублей.
Не менее интересной выглядит и статистика по всему региону. В середине 2024 года на брифинге представители управления угрозыска и главного следственного управления
МВД по РТ озвучили, что только за первые четыре месяца аферисты выудили у доверчивых татарстанцев почти 4,5 миллиарда рублей. Какие цифры озвучат по итогам всего года, остается только гадать.
Ситуация не может не вызывать тревоги у всех причастных. Примерно с 2021 года правоохранители усилили профилактику вплоть до поквартирного обхода граждан. Но людская доверчивость границ не знает.
Вся жизнь – борьба
С тех пор как мошенники и их махинации стали элементом повседневности, у аферистов появились самые популярные шаблоны действий, а у банков и полиции – методы борьбы с ними. Забегая вперед, скажем, что самый действенный способ противодействия, он же самый простой, – не брать трубку и не отвечать на подозрительные сообщения.
Первая схема, которая сформировалась задолго до того, как телефонный обман и махинации в сети стали делом привычным, – «Ваш родственник попал в беду». Название у способа отъема денег у населения говорящее. С одним лишь уточнением: лет 10 назад звонил сам «родственник», сейчас же с потенциальным потерпевшим общаются все больше «представители правоохранительных органов», «сотрудники службы безопасности банков» и далее по списку. Время шло, и эта схема уступила место предлогу «Продлите тариф через «Госуслуги». Впоследствии и она получила многочисленные разветвления, только цель осталась неизменной – получить доступ к аккаунту гражданина на портале «Госуслуги РФ». А дальше алгоритм действий простой: оформить на пострадавшего как можно больше кредитов. Их количество и конечный размер определяются только платежеспособностью «клиента».
Первой мерой противодействия этому способу правительство определило самозапрет на оформление займа. Потом к делу подключились и операторы сотовой связи. Крупные компании предлагают населению подключить «определитель номера» напрямую, избегая сторонних приложений. Они показывают не только номер звонящего, но и как он записан у других абонентов сети, плюс – относится ли вызов к категории спама, звонков от оператора или это все-таки звонок от мошенников.
Одной из последних панацей в борьбе с махинациями в сети должен был стать мессенджер «Макс» российской разработки. И примерно в один момент с заявлением о недоступности его для аферистов на всю страну резонансом разошлось сообщение о том, что очередной россиянин отдал преступникам 444 тысячи рублей. Но заслуга ли это мессенджера или правоохранительных органов, точно сказать нельзя. Единственное – злоумышленников удалось задержать в кратчайшие сроки.
Новейшая на данный момент схема обмана: «Ошибка в налоговой декларации». Сначала аферисты звонят от имени ФНС и сообщают о неточностях, затем пугают жертву тем, что ее деньги «ушли на финансирование ВСУ». Чтобы исправить эту выдуманную ситуацию, предлагают переводить деньги или работать курьерами, забирая средства у обманутых людей. Правоохранители предупреждают: сотрудники налоговой службы никогда не звонят с требованием срочно перевести деньги или сообщить коды доступа.
В стране и мире
В начале августа о новом способе борьбы с телефонными мошенниками заявили в Японии. В Осаке пенсионерам старше 65 лет запретили говорить по телефону при использовании банкомата, сообщили местные СМИ. Теперь операторы банкоматов обязаны будут вывешивать объявления о соответствующем запрете и внедрять искусственный интеллект, который будет обнаруживать говорящих по телефону пожилых людей. Таким образом власти префектуры намерены усилить борьбу с махинаторами. Наиболее распространенная схема получила название: «Это я, это я». Аферисты звонят пенсионерам и, представляясь родственниками, говорят, что попали в беду и им срочно требуются деньги. Обычно такие звонки начинаются с произнесенной как бы впопыхах фразы «это я, это я».
В России с 1 сентября граждане могут самостоятельно ограничивать поступающие им массовые звонки и разрешать вызовы только от определенных организаций. Настроить входящие можно через личный кабинет на сайте мобильного оператора или в соответствующем приложении. Новый закон предусматривает обязательную маркировку звонков от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Все операторы связи России, с сетей которых совершаются такие вызовы, будут обязаны передавать информацию об инициаторе звонка, чтобы она отображалась на мобильных телефонах абонентов.
Тимур Туманов.
Фото: сгенерированы нейросетью.
Комментарии