Сазхаломбатта – чистый спокойный провинциальный городок на берегу Дуная. Многоэтажки здесь – редкость. Многие из них напоминают наши «хрущёвки» и «ленинградки». Иногда даже кажется, что ты никуда не уезжал и гуляешь по улицам Альметьевска. Частный сектор – уже своеобразный – начинается практически с центра городка и растекается до окраин.
Скопировать ссылку
Сазхаломбатта – чистый спокойный провинциальный городок на берегу Дуная. Многоэтажки здесь – редкость. Многие из них напоминают наши «хрущёвки» и «ленинградки». Иногда даже кажется, что ты никуда не уезжал и гуляешь по улицам Альметьевска. Частный сектор – уже своеобразный – начинается практически с центра городка и растекается до окраин.
Проехать к НПЗ можно из любой точки Сазхаломбатты, ближайший жилой дом всего в 500-600 метрах от заводского забора. От предприятия до Будапешта в общей сложности 15 минут езды.
В первый же день поездки по пути нам попался местный житель Анатоль Захарченко. Живёт в Будапеште около 20 лет, и, как он уверил нас, завод никаких проблем не доставлял.
«Большинство жителей нашего города знает о том, что рядом расположен Дунайский НПЗ. Политики обсуждают вопросы экологии, но серьёзного влияния завода на экологию нет. Мы страна Евросоюза, и компании, и фирмы уделяют существенное внимание вопросам экологии», – сказал он.
Что ж, узнать, так ли это на самом деле, мы отправились на сам завод. Предприятие входит в группу MOL — крупнейшую нефтегазовую компанию Венгрии. Уже на подъездах к НПЗ обратили внимание, что его практически не видно со стороны. Зелёный массив окружает завод сразу с нескольких сторон, с одной к нему практически вплотную подступает Дунай.
Встретил татарстанцев руководитель группы активов в области ароматики и энергии Йожеф Фельдхайзи. Установку строили ещё в 70-е годы на основе советских технологий. Тогда она работала на бензоле, но от этой технологии отказались. МАН производят из бутана — этот вариант гораздо экологичнее и безопаснее.
«Установка совершенно безопасна для города и его жителей! – утверждает Йожеф Фельдхайзи. – И сейчас мы реализуем проект ещё одной установки малеинового ангидрида. Такой же производительности. Она уже на стадии проектирования».
На венгерской установке МАН выпускается как в твёрдой, так и в жидкой форме. Мы попросили показать гранулы ангидрида, для чего отправились на производственную площадку. Небольшая установка: мерный, практически незаметный шум от работающего оборудования. Никакого резкого запаха даже в рабочей зоне не чувствуется. При нас в точке отбора проб в специальную тару были набраны гранулы МАН – белые, твёрдые, более похожие на обычные драже жевачки. Около 10 минут вещество пробыло в руках главного технолога проектного офиса «Татнефти» Марат Фатыхова – и никаких последствий. Прошли в операторную, где в обычном режиме работниками НПЗ ведётся управление установкой.
«Я на этом производстве с 1973 года, – рассказал руководитель смены МСА Лайош Дюре. – Начал работать на площадке, когда мне было 18 лет. До пенсии всего полтора года. У меня большой опыт, и работа на этом производстве никак не отразилась на моём здоровье. Последний раз лежал в больнице в 6 лет. Прекрасно себя чувствую и очень активен».
В свои 60 лет Лайош дважды в неделю играет в футбол, занимается бегом и часто ходит в походы. Воспитал двоих детей, теперь радуется внуку и уверяет, что сил и энергии у него хватит на десятерых. Вся его семья долгие годы живёт в Сазхаломбатте и не чувствует какого-либо влияние производственных объектов. Никуда переезжать из пригорода Будапешта близкие Лойоша не собираются.
Куратор установки Йожеф Фельдхайзи работает на НПЗ с 1998 года. Прекрасно знает производство. В деталях смог ответить на все вопросы, заданные татарстанскими технологами, и заверил, что производство МАН совершенно безвредно для жителей близлежащих городов.
«Я сам живу в Сазхаломбатте, здесь живёт моя большая семья, – рассказал Йожеф. – За все годы, что я работаю здесь, никаких аварий не было. Мы дважды в год проводим проверки воздуха и окружающей среды. Что же касается здоровья наших работников, то возникают проблемы бытового характера – кто-то ударился, оступился с лестницы….»
Объехав НПЗ, мы убедились, что ближайшие жилые дома Сазхаломбатты стоят менее километра от Дунайского НПЗ. Возле каждого – небольшое приусадебное хозяйство – всё вместе чем-то напоминает наш привычный уклад жизни.
Между одним из домов и забором завода паслось небольшое стадо коров. Обычная ли это картина, мы поинтересовались у мужчины, стоявшего и руководившего разгрузкой стойматериалов возле одного из частных домов.
«Да, я здесь живу, – ответил Арпад Боки, – и довольно долго. Никакого влияния на наши приусадебные участки близость НПЗ не оказывает. Жители держат домашний скот, который пасётся буквально у стен завода. Более того, ближе всего к заводу находится ферма, где выращивают овец».
Что же касается отгрузки продукции установки и НПЗ в целом, то она производится на баржи с эстакады, ведущей от производственных площадок завода до берега Дуная. Река на своем пути пересекает десять стран Европы: Германию, Австрию, Словакию, Венгрию, Хорватию, Сербию, Болгарию, Румынию, Молдавию, Украину — еще одно веское доказательство безопасности производства МАН, входящего в состав завода.
Увидели или узнали что-то интересное? Сообщите об этом журналистам ЮВТ-24: almet-tv@mail.ru или + 7 917 255 40 26
►Узнавайте все новости первыми – подпишитесь на телеграм-канал ЮВТ-24!
Комментарии