18+

Самая знаменитая женщина Альметьевска – «Мать Татария»

У каждого города свои символы. Официальные и неофициальные. Официальные – это, как правило, герб, у кого-то ещё гимн и флаг. Неофициальных символов обычно больше. Это то, что в первую очередь при упоминании города называют как местные жители, так и гости.

У каждого города свои символы. Официальные и неофициальные. Официальные – это, как правило, герб, у кого-то ещё гимн и флаг. Неофициальных символов обычно больше. Это то, что в первую очередь при упоминании города называют как местные жители, так и гости.

В Альметьевске одним из таких неофициальных символов, безусловно, является скульптура, установленная на въезде на майдан Сабантуя. Эта 7-метровая фигура женщины с выдающимися формами у кого-то вызывает удивление, у кого-то – восхищение, у кого-то – возмущение. Но равнодушным мимо неё не проходит никто. Её охотно фотографируют на память и не менее охотно фотографируются рядом с ней, и те, кто от неё в восторге, и те, кому она категорически не нравится.

Но мало кому из альметь­евцев, не говоря уже о приезжих, известно имя её автора, и уж тем более мало кто в курсе истории её появления на свет.

«Мать Татария»

На самом деле скульптура называется «Мать Татария», а создал её во второй половине 90-х годов замечательный художник и скульптор Рафаэль Абдулхаевич Агафонов.

По замыслу автора фигура женщины в татарском национальном костюме должна была олицетворять богатую землю-кормилицу Татарстана. Об этом говорит и вытянутая рука, как бы приглашающая в гости, и сверкающее солнце в другой руке, символизирующее тепло и гостеприимство республики. Эскиз этой работы, выполненный намного раньше, открывал экспозицию выставки художников районов Татарстана, которая проходила в Казани в музее изобразительных искусств.

Но скульптор хотел установить её именно в Альметь­евске, столице нефтяного края, потому как здесь куётся основное богатство Татарстана.

Сохранилось несколько оригинальных моделей скульптуры, которые отличаются незначительными деталями. Например, у одной фигуры девушки на голове калфак, у другой – тюбетейка, на одной модели она только в платье, на другой поверх платья надет длинный безрукавный камзол, украшенный вышивкой. Но конечный результат напоминает исходные модели лишь отдалённо.

Николай Егорович Певцов, который в 90-е годы возглавлял цех производственной эстетики НГДУ «Альметьевнефть», вспоминает:

– Рафаэль Абдулхаевич тогда работал в нашем цехе. Он очень хотел, чтобы эта скульптура была установлена где-нибудь на видном месте. И мы решили сделать городу подарок. А тогда как раз строили майдан Сабантуя и я каждый день ездил мимо на работу. И всё думал, что на фоне горы она неплохо бы смотрелась. Переговорили с генеральным директором «Татнефти» Ринатом Гимаделисламовичем Галеевым, начальником НГДУ Марсом Шайхразыевичем Залятовым. Они посмотрели эскиз, одобрили. И Рафаэль Абдулхаевич приступил к работе.

По словам Николая Егоровича, создавать фигуру такой величины в обычной мастерской, то есть в комнате стандартных размеров со стандартной же высотой потолка, очень сложно. Рафаэль Абдулхаевич трудился над своим проектом два года, потому как технология создания скульптуры и сама-то по себе очень сложна, а скульптуры таких размеров в особенности.

Сначала он лепил отдельные части из глины, которая имела обыкновение быстро высыхать и трескаться, так что приходилось постоянно замазывать трещины, а на ночь оборачивать слепок кошмой и смачивать водой. Но наутро все равно появлялись трещины. Потом глиняные фрагменты скульптор покрывал слоем гипса, а после застывшие гипсовые слепки соединял (опять-таки частями) и заливал бетоном. А уже по бетонной отливке делал выколотки из медных листов, которые потом запаивались или склепывались в единое целое. Медные части надевались на металлический каркас, который сваривался отдельно уже на месте. 

Все детали и составные части этой многоэтапной работы были громоздкими и невероятно тяжёлыми, их приходилось постоянно перемещать по мастерской, для чего применялись примитивные приспособления: подставки на колёсиках, самодельная подъёмная установка. В общем, это был гигантский труд, который отнял у скульптора столько сил и здоровья, что, когда дело дошло до финального этапа – окончательной сборки, у Рафаэля Абдулхаевича было только одно желание – поскорее завершить работу.

Поэтому от первоначального замысла мало что осталось, истощённый морально и физически автор максимально упростил внешний вид своего детища. Но и в таком виде она произвела неизгладимое впечатление, заставила говорить о себе, а заодно и об Альметьевске. Даже телевизионщики из Москвы приезжали сюжет снимать.

Молодожёнов встречала «Девочка на Луне»

Скульптура «Мать Татария» была заключительным аккордом работы Рафаэля Агафонова в Альметьевске. А началась она в 1963 году, когда Рафаэль Абдулхаевич приехал сюда по распределению после окончания Казанского художественного училища. 

Сначала устроился в татарский драматический театр, потом перешёл в детскую художественную школу педагогом. Но с годами его больше стала увлекать скульптура, нежели живопись и графика, и в 1976 году он становится скульптором Бугульминского филиала Татарского художественного фонда.
 
Продолжая жить в Аль­меть­евске, Рафаэль Агафонов много создаёт в соседних городах – Бугульме, Лениногорске, где до сих пор стоят его работы.

Но в Альметьевске заказов на скульптуру у Рафаэля Абдулхаевича было не так много. Как человек истинно творческий, начисто лишённый коммерческой жилки и к тому же очень скромный, он просто не мог силой «выбивать» заказы, брать за горло. Писал в основном плакаты, занимался чеканкой, которая у него получалась отлично.
 
Оформил несколько родников, в частности популярный у свадебных кортежей родник недалеко от майдана. Там была установлена скульптура «Девочка на Луне». А на другом роднике, в районе городского водохранилища, стояла фигура «Птица-феникс». К сожалению, они не сохранились, как не сохранилась и фигура на роднике около оздоровительного лагеря «Юность». 

Но живы фигуры физкультурников, которые в былые времена стояли на городском стадионе, а теперь установлены в холле спорткомплекса ОАО «Татнефть». А в одной из школ Альметьевского района до сих пор хранится портрет лётчика Валерия Чкалова работы Агафонова.

Несколько работ Рафаэля Абдулхаевича есть в Аль­метьевской картинной галерее. Это, кроме упомянутых моделей «Татарии», бюсты Швидкина, Героя Советского Союза М. Ахмадуллина, М. Валиуллина, Багманова, проект памятника павшим в борьбе с контрреволюцией, скульптура «Новая Булгария».

Последнее десятилетие альметьевского периода скульптора Агафонова связано с НГДУ «Альметьевнефть». В 1986 году он устроился в цех научно-исследовательских и производственных работ, где в то время существовала группа производственной эстетики, которая через несколько лет была выделена в одноимённый участок.

В 1995 году участок стал самостоятельным цехом под руководством Николая Певцова, где Рафаэль Абдулхаевич числился художником-оформителем. Здесь работы было уже предостаточно – цех занимался оформлением и производственных помещений, и административных зданий, и территорий вокруг них. 

И сейчас в оздоровительном лагере «Юность» стоит скульптура «Девон», которая некогда украшала, с фонтаном и подсветкой, фойе НГДУ «Альметьевнефть». К этому же периоду относится и та монументальная женщина – его самая знаменитая в Альметьевске скульптура.

Мастер продолжает творить

Завершив сей труд, Рафаэль Абдулхаевич вышел на заслуженный отдых и уехал к семье в Казань. К слову, со своей будущей супругой Алсу Усмановной он познакомился здесь, в Альметьевске. Она больше 30 лет проработала в детской музыкальной школе. Родились две дочери – Гузель и Гульнур. В конце 90-х у Алсу Усмановны начались проблемы со здоровьем. Оставаться в Альметьевске она больше не могла и переехала с детьми в Казань. 

А Рафаэля Абдулхаевича держала работа – он должен был закончить установку статуи, но как только «Мать Татария» заняла своё законное место, присоединился к жене и дочерям.

Рафаэль Абдулхаевич и сейчас живёт в Казани. В следующем году он отметит 80-летие. Нам удалось дозвониться до него и пообщаться. Поначалу, уехав из Альметь­евска, он почти не занимался творчеством – болел. Но постепенно вернулся к своим занятиям, стал работать дома. Всё-таки творческий человек не может не творить. К крупным формам, правда, уже не обращается, создаёт малогабаритные бюсты татарских писателей, поэтов, художников, просветителей. Периодически возвращается к темам своих прежних работ.

– Есть желание восстановить и «Девушку на Луне», и другие уничтоженные работы. Но это пока только мысли, – говорит он.

Вспоминая о своей скульптуре «Мать Татария», он поясняет, что она должна была стоять выше, тогда и ракурс был бы совершенно другой, и вид тоже. Да и вокруг неё планировалось насадить деревьев, и среди зелени она смотрелась бы совершенно иначе. Но все получилось так, как получилось.

Мы желаем Рафаэлю Абдулхаевичу здоровья, бодрости и воплощения в жизнь творческих замыслов.

Елена ФЁДОРОВА
Фото автора, Лилии Седельниковой, Д. Тимошенкова, из семейного архива Агафоновых
«Знамя труда», № 10 от 8 февраля 2013 г.

Увидели или узнали что-то интересное? Сообщите об этом журналистам ЮВТ-24: almet-tv@mail.ru или + 7 917 255 40 26

Узнавайте все новости первыми – подпишитесь на телеграм-канал ЮВТ-24!

Оставьте реакцию на прочитанный материал

3

0

0

0

0

Вы оставили реакцию!

Комментарии

Главное