18+

Альметьевску 70: какой была нефтяная столица и как менялась, рассказал ровесник города Мудассир Сулейманов

Улица Пушкина вместо ледяной горки, бараки вместо домов, французские деликатесы для перекуса и крепкая детская дружба – таким запомнился молодой нефтеград общественному деятелю Мудассиру Сулейманову.

Улица Пушкина вместо ледяной горки, бараки вместо домов, французские деликатесы для перекуса и крепкая детская дружба – таким запомнился молодой нефтеград общественному деятелю Мудассиру Сулейманову.



Как зарождалась любовь
Мудассир Ягфарович – не уроженец Альметьевска. Он переехал сюда в три года, когда его отец устроился бурильщиком в контору бурения. Тогда им выделили комнату в одном из многочисленных бараков, которыми была усеяна будущая нефтяная столица Татарстана. В жилище стояли железная койка и стол, топили дровами, а туалет находился на улице. Но в воспоминания крепко врезалась ностальгия по длинному коридору временного строения, где весело играли все дети.

Мудассир Сулейманов отметил, что тёплые чувства в нём вызывает множество моментов из прошлого и все они связаны с Альметьевском. К примеру, как его принимали в пионеры у памятника Ленину, что тогда стоял на улице Чехова, головокружительный прыжок с парашютной вышки в городском парке и игра в футбол штопаным мячом после школы. Он рассказал, что практически все дети тогда увлекались спортом и находили себе развлечения буквально на ровном месте, а иногда и не очень ровном:

– По улице Пушкина раньше практически не ездили автомобили, и зимой мы использовали её как горку. Скручивали толстую проволоку особым образом, за неё хватались человек десять и на коньках–«снегурочках» катились вниз аж до самой Белоглазова. Летом всё время пропадали на речке. Через кладбище в Бигашево добирались до Зая, где собирали и жарили мидии на алюминиевой проволоке. Это сейчас деликатес, а тогда его было сколько хочешь. А потом перебирались по мосту на другую сторону в лесопарк с танцплощадкой, качелями и каруселью. А на праздники все дети забирались на крыши домов напротив кинотеатра «Россия» и смотрели демонстрации, – поделился Мудассир Ягфарович.

Город начал меняться... 
После окончания школы Мудассир Сулейманов начал работать на заводе «Радиоприбор», но вскоре ушёл в армию. Вернувшись же, был неприятно удивлён появлением многочисленных групп хулиганов, которые начали делить город и давать «своим» территориям названия.

– Я вдруг узнал, что мой родной двор называется «Нация», видимо, из-за кафе национальных блюд поблизости. Район школы № 4, где стояли военные, которые строили город, стал именоваться «Полк». Могу понять, почему назвали дворик на улице Радищева «Бразилией». Наверняка из любви к футболу… Но такие топонимы, как «Гестапо», совсем не понимаю. Конечно, это наша вина – упущение взрослых того времени, – рассказал Мудассир Ягфарович.

Видимо, тогда энергичный юноша и решил принять активное участие в преображении города. В 1974 году вступил в ряды ВЛКСМ, а затем был приглашён на работу в аппарат горкома комсомола. На этой должности он успешно организовывал субботники, соцсоревнования, слёты нефтяников. Также Мудассир Сулейманов занялся проектом, который сегодня у нас называется «Народный контроль». На стенде в центре Альметьевска они с другом регулярно вывешивали ватман с фотографиями проблем и нарушений во всех сферах и областях.

Кроме того, общественник решил воссоздать Комсомольский парк, правда, удалось далеко не сразу.
– Там уже росли тополя, которые в 1950-60 годах посадили комсомольцы. Мы добавили к ним берёзы и липы. Но бигашевские коровы и козы половину съели. Тогда мой хороший друг придумал и нарисовал ограждение, с проектом которого я и явился в горисполком. Архитектурное решение очень хвалили, отметили его красоту, а потом выделили… штакетник. В итоге осенью парк огородили, а весной от «забора» осталось около 30%, всё растащили на дрова, – смеясь, рассказал Мудассир Сулейманов.

Мечты и разочарования
Одним из сильнейших впечатлений того времени Мудассир Ягфарович назвал марш-пробег, в котором ему довелось участвовать. Он был одним из тех, кто привёз в наш город Вечный огонь из Волгограда. Мужчина поделился, что для него и его поколения этот символ Великой Победы и памяти павших священен, но сегодня Мудассир Сулейманов начал сомневаться, что этот памятник кому-то нужен:

– Я часто прихожу к Вечному огню и вижу, что много лампочек не горит, повсюду разбросан мусор. Начал искать ответственного за территорию, кто-то же должен следить за порядком. Но пока мои усилия тщетны…
Пенсионер также рассказал, что у него было очень много планов по улучшению города, которые были практически утверждены и согласованы, но так и не реализовались. Например, он хотел построить крытый манеж для всех видов лёгкой атлетики, фуникулёр и многое другое…


– Было много идей, не всё получилось, но город преобразился за эти годы глобально. Я всегда помнил лозунг, который у нас висел на улице Чехова, и хотел бы напомнить его всем: «Товарищ, город твой, тебе в нём жить, тебе о нём и заботиться», – заключил Мудассир Сулейманов.

Раньше на месте монумента стоял обелиск Героям гражданской войны, на котором было высечено 18 фамилий, а открытие Мемориала памяти «Вечный огонь» состоялось 9 мая 1975 года в честь 30-летия Победы над гитлеровским фашизмом. Символическое зажжение огня было произведено от факела, привезённого от Вечного огня, расположенного на Мамаевом Кургане города-героя Волгограда. Почётное право зажечь Вечный огонь было предоставлено ветерану Великой Отечественной войны Петру Константиновичу Зырянову.
Памятник-монумент сооружён по проекту архитектора города Александра Киселёва, художника-скульптора Альметьевского отделения художественного фонда Владимира Бушурова и соавтора – архитектора Казанского художественного фонда Георгия Зяблицева.

Арина Сафина

Увидели или узнали что-то интересное? Сообщите об этом журналистам ЮВТ-24: almet-tv@mail.ru или + 7 917 255 40 26

Узнавайте все новости первыми – подпишитесь на телеграм-канал ЮВТ-24!

Оставьте реакцию на прочитанный материал

1

0

0

0

0

Вы оставили реакцию!

Комментарии

Главное