18+

Что скрыто от глаз: экскурсия по хранилищам музея и галереи Альметьевска

Музеи и выставки для любителей искусства, бесспорно, наиболее притягательные места. Но выставочные залы с представленными там экспозициями – это только надводная часть айсберга. Фонды музеев и галерей постоянно пополняются, так что некоторая часть экспонатов закономерно отправляется в хранилища. И часто в этих специально отведенных помещениях хранятся настоящие сокровища. Съемочной группе телекомпании «Альметьевск ТВ» удалось заглянуть в фонды хранения картинной галереи и краеведческого музея.

Музеи и выставки для любителей искусства, бесспорно, наиболее притягательные места. Но выставочные залы с представленными там экспозициями – это только надводная часть айсберга. Фонды музеев и галерей постоянно пополняются, так что некоторая часть экспонатов закономерно отправляется в хранилища. И часто в этих специально отведенных помещениях хранятся настоящие сокровища. Съемочной группе телекомпании «Альметьевск ТВ» удалось заглянуть в фонды хранения картинной галереи и краеведческого музея.

Экспозиционный зал, куда открыт доступ публике, – это парадная, презентационная часть музея или галереи. Так называемый фасад. Но есть еще и скрытые от глаз помещения, куда не допускаются посторонние. Это хранилища, или, на языке специалистов, фонды. Сейчас в фондах Альметьевской картинной галереи около 1000 предметов. Вход сюда разрешен только сотрудникам. 

Для работников это место – святая святых – ведь здесь хранятся работы мастеров, которые могут являться первыми в списке поступлений. Номер один в журнале запись от 1965 года – работа Вениамина Сергеева «Путевой обходчик. 

Альметьевские художники и скульпторы пытались выходить из трудных ситуаций, продиктованных суровыми временами. Подрамники и рамы для картин делались из дешевых материалов. Такая экономия привела к тому, что многие предметы фурнитуры пришлось реставрировать, а то и вовсе заменять. Скульптуры же делались, в основном, из гипса или прокатной меди. Только потом работам придавалась фактура того материала, в каком хотел видеть автор свою работу: фарфор, мрамор, гранит, бронза, сталь. Такие ухищрения не идут во вред конечному продукту, наоборот, порой удивляешься детализации. Конечно, все это многообразие надо хранить соответствующим образом.  

– Мы вынуждены хранить все предметы в одном помещении. Лучше бы отделить предметы на бумажных носителях, и хранить их в отдельном помещении. Самое терпеливое – скульптура, но опять же много нюансов в хранении скульптуры из гипса, – отметила Зимфира Рафикова, старший научный сотрудник Альметьевской картинной галереи.

Для разных видов работ нужны разные условия. Поэтому поддерживают в хранилище усредненные значения температуры и влажности. Гипсовым работам влага противопоказана. Многие из работ представляют ценность не только для работников галереи – есть действительно редкие экземпляры, которые хотели бы иметь в своей коллекции многие собиратели. Например, «Эх, была, не была!» одного из знаменитых «Кукрыниксов». В фондах картинной галереи имени Стефановского хранятся сотни работ альметьевских художников. У некоторых экземпляров очень занимательные истории: возвращение на родину из частных коллекций не только из-за пределов Татарстана, но и из-за границ России. Есть маленькие картины, которые висели в гостиных, есть масштабные, даже эпичные, полотна, которые могли бы занять едва ли не всю стену. Персонажи работ советских времен – простые трудящиеся, изображенные чуть ли не героями античных мифов. 

Но единственное, чем Альметьевская картинная галерея похвастаться не может – так это постоянная экспозиция. Все из-за нехватки места. Поэтому некоторые работы обрели свое место в проходах и коридорах. Самыми примечательными, пожалуй, являются два прототипа скульптуры «Мать Татария», стоящей возле городского майдана.

В краеведческом музее все еще более сжато во времени. И речь не только о диорамах и экспозициях. На полках хранилища история, буквально, лежит пластами. Музыкальные инструменты, мебель, бытовые приборы. Глядя на все это, можно без труда проследить не только технический прогресс, но и изменения в культуре людей разных эпох. Среди самых примечательных экспонатов – трофейное пианино из Германии. Возраст инструмента затрудняются назвать даже эксперты, предположительно 18-й век. Конечно, у многих экспонатов есть интересные истории. Но не всегда. 

– Многие экспонаты приносят и без легенды. Вещи приносят, которые носили, – например, бабушка носила. Да, история есть у многих экспонатов, но те люди, которые приносят экспонаты, не всегда сами могут рассказать историю, – рассказала Зульфия Идиятова, главный хранитель фондов Альметьевского краеведческого музея.

Есть и мебель во всем разнообразии: комоды, буфеты, трюмо. Все это условно можно поделить на 3 части: оригинальные предметы, предметы реставрированные и так называемый, «новодел». На котором теперь, сотрудники музея могут наглядно объяснить, как жили, и о чем мечтали наши деды и прадеды. 

Тимур Туманов, Альметьевск ТВ
 

Увидели или узнали что-то интересное? Сообщите об этом журналистам ЮВТ-24: almet-tv@mail.ru или + 7 917 255 40 26

Узнавайте все новости первыми – подпишитесь на телеграм-канал ЮВТ-24!

Оставьте реакцию на прочитанный материал

0

0

0

0

0

Вы оставили реакцию!

Комментарии

Главное